Когда появилась детская одежда. История детской моды в России: европейские традиции и «особый путь. Ход образовательной ситуации

04.07.2020

История возникновения и развития одежды

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад). Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет утилитарную (практическую) функцию; украшая его - эстетическую функцию.

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды. С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски - охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите люди использовали около 17 красок. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени). Раскраска несла и информационную функцию - сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя.

Со временем непрочная поверхностная окраска сменилась татуировкой, при выполнении которой слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Татуировка, в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни. Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции. Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Форма тела, климат и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды, которая всегда была приспособлена к климатическим условиям местности. Поэтому в разных регионах она резко отличалась формой и материалом: у жителей зоны тропических лесов это набедренная повязка, передник, накидка на плечи, а в холодных арктических областях - меховая одежда, закрывающая все тело. Для защиты от холода люди сначала шкурами обматывали отдельные части тела и обвязывали веревкой, а затем научились скреплять отдельные части одежды ниткой из жил или растительных волокон в одно целое. Главным инструментом для шитья стала острая кость, т.е. рыбья игла. Позднее человек научился делать пряжу из льна и хлопка, шерсти и вырабатывать ткань.

Немаловажное значение имели украшения, которые выполняли не только эстетическую функцию, но и информационную, являясь у некоторых народов своеобразными письменами. Так, например, при отсутствии письменности, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой (главным образом длинные волосы женщины; поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой), так как в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего (позднего) палеолита (35-8 тыс. лет до н.э). Так, в 1964 г. экспедиция О.Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад . Археологам удалось реконструировать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи - малицы, или анораки - и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брюк, сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин. Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Уникальные скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны» с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта.

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Этцальских Альпах (на границе между Австрией и Италией) . Верхней одеждой ему служил плащ без рукавов, достигающий середины бедра, сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в ХХ в. н.э.). Под плащом находилась одежда, выполненная из козьих шкурок - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка, которая опоясывала тело и пропускалась между ногами. Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Этци дополняли меховая шапка, завязанная двумя ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита, причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века.

Рисунок 1 - Реконструкция человека эпохи неолита

Одежда Древнего Египта относится к числу древнейших. Представление об основных ее типах и формах дают рельефные изображения и фрески, скульптура древней цивилизации. Так, одеждой мужчин всех сословий был драпированный передник треугольной или прямоугольной формы - схенти . Женщины носили калазирис - прямая рубаха на бретелях, которая представляла собой прямоугольный кусок материи, обернутый вокруг фигуры и закрывающий тело от груди до щиколоток. Форма платья была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословные различия выражались в качестве тканей и наличии украшений. В период Нового царства (около 1580-1090 гг. до н. э.) классовые различия в одежде стали более заметными. Аристократический костюм этого времени характеризуется тонкими тканями, обилием золотых и эмалевых украшений. Калазирис, который носили женщины, стали носить и мужчины. Видоизмененный мужской калазирис - это узкая и длинная рубаха, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало. Для воинов был предписан передник и кожаный нагрудник. Обувь у египтян была очень простой - сандалии, состоящие из кожаной подошвы и нескольких охватывающих ногу ремней. Женская обувь не отличалась от мужской.

И мужчины, и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон, предохраняющие голову от жары. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне - маленькие парики или шапочки из льняной ткани, женщины высших сословий украшали головы сложными прическами. Мужчины брили бороды, но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, ее крепили на ушах, подобно дужкам современных очков.

Одежда древних жителей Арабского Востока отличалась от египетской. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. И мужчины, и женщины укутывались покрывалом, прикрепляя его на лбу тесьмой и перекидывая через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и все тело. Под покрывалом мужчины бедуины носили широкую и длинную рубаху. Она состояла из двух полотнищ, сшитых по плечам, и открытых по боковым сторонам; подвязывали рубаху на талии шнурком. Позже арабы заимствовали ту или иную одежду у покоренных народов. Позаимствованные азиатские штаны стали единственной частью одежды, общей для всех арабов. В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубаху с длинными, широкими рукавами и узорчатый кафтан, подвязанный пестрой шалью на талии, а сверху распашной халат, подпоясанный кушаком. На ноги надевали сразу две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и др. цветов. Голову украшала чалма или шапка.

Самая древняя греческая одежда возникла под египетским влиянием и представляла тяжелую драпировку, скрывающую человеческое тело - пеплос , представляющий собой кусок ткани, сколотый на плечах, который подпоясывался под грудью, а иногда еще по талии или по бедрам, образовывая напуск. По канонам того времени платье не кроили. Кроеного костюма в нашем понимании древние греки не знали. Основой античного костюма был прямоугольный кусок ткани, задрапированный на теле и закрепленный на плече фибулой. Основным сырьём для изготовления одежды служили лён и овечья шерсть. Одежду украшали вышивкой (иногда - полностью, чаще - по краям, в виде каймы); вышивку могли дополнять нашитыми золотыми пластинками или бляшками.

Позже появился другой вид мужской и женской одежды - хитон , вытеснивший пеплос. Мужской хитон делали из одного куска; вырезали по поперечному сгибу ткани отверстие для головы; боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук. Хитон подвязывали поясом, формируя напуск и равномерно распределяя складки вокруг торса.

Поверх хитона надевали гиматий - своего рода плащ, который представлял собой отрез шерстяной ткани, достигавший 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры. Наиболее распространённый способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали со спины на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на 1/3 своей длины. Оставшуюся ткань пропускали под правой рукой, прикрывая тело спереди, а затем закидывали конец через левое плечо назад. По традиции, гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек. Его никогда ничем не скрепляли, а чтобы он не соскальзывал при движениях, в его край зашивали небольшие свинцовые грузики.

Еще одним видом одежды древних греков была хламида . Она тоже имела прямоугольную форму, но была меньшей длины, чем гиматий, и скреплялась пряжкой на одном плече. Ее края украшали орнаментальными полосками. Свободные концы хламиды спадали красивыми складками - фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламиду юноши-спартанцы надевали прямо на тело, ею прикрывались воины в походах.

Женская одежда по форме была похожей на мужскую: женщины носили те же хитон и гиматий. Разнообразие достигалось за счет различных деталей: хитон мог быть с отворотами у горловины, с застежкой или без нее, с драпировками в передней части, ниже линии плеч.

В качестве обуви греки носили сандалии, а также мягкие кожаные полусапожки и высокие сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой. Пальцы и в сандалиях, и в сапогах были открыты. Гречанки носили сандалии и мягкие туфли; бедняки, как правило, надевали постолы - туфли, шитые из кожи.

Одежда древних римлян , как и греков, представляла собой драпировки из шерстяной ткани или льняного полотна. Римскую тунику носили и мужчины, и женщины. Туника - рубаха с короткими, иногда длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом горловины. Поверх нижней туники мужчины надевали верхнюю одежды - тогу , которая стала национальной одеждой римлян.

Тога состояла из куска ткани, вырезанного в виде полукруга или эллипса, и сложно драпировалась, окутывая фигуру. По тому, как была выполнена драпировка, судили о владельце тоги - о его культуре и образовании. Способы ношения тоги, приемы ее драпировки были важными предметами обучения. Тога была официальной одеждой, ношение которой вменялось в обязанность. Это был символ зрелости и принадлежности к римской империи. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Знатные римлянки поверх туники надевали столу из тонкого полотна, похожую на широкую юбку, а сверху - плащ, напоминавший мужскую тогу. Верхней одеждой, предназначенной для защиты от холода и дождя, особенно во время путешествий, служила пенула - плащ без рукавов, который носили вместо тоги поверх туники. Пенулу обыкновенно носили также и рабы, которые, благодаря ей, легче выносили удары.

В византийской одежде встречаются все основные предметы римской одежды - тога, пенула, туника, стола и т. д., изменились только названия. Эти виды одежды мало отличались от римской, но их форма преобразилась: исчезли мягкие античные драпировки, одежда стала жесткой, цилиндрической формы. Этому способствовали жесткие парчовые ткани и многочисленная вышивка. С приходом христианской религии античная красота и гармония человеческого облика уступили место новому типу красоты - духовному. Одежда удлиняется, полностью закрывая тело. Голова и лицо становятся центром духовного облика человека. Следует отметить, что византийский костюм оказал значительное влияние на костюм средневековой Европы и, особенно, средневековой Руси. Закрытая одежда соответствовала идеям христианства, а художественная отделка тканей была образом подражания для изготовления одежды знати .

В стиле одежды периода раннего Средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надевались одна поверх другой (верхняя, длинная и широкая, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом, нижняя - с длинными рукавами, выпускаемыми в прорези верхней одежды). Плащи изготовлялись из шкур или сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Плащ выкраивался в виде полукруга, с помощью шнура, продернутого в специальные дискообразные пластины, удерживался на плечах. Штаны были короткие, до колен, или длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь - постолы .

Таким образом, для античного периода вплоть до 10-11 века н.э., для одежды характерен примитивный крой и возникновение одежды двух типов: накладной - без застежки, надеваемой через голову, и распашной - имеющей спереди разрез сверху донизу.

К началу 12 века в западно-европейском костюме одежде происходят изменения, в связи с разделением мужской и женской одежды. В крое платья уже проектируется три шва - боковые и средний шов спинки. Эти швы дают возможность подогнать верхнюю часть лифа по фигуре, а нижнюю часть значительно расширить. Особенно интенсивно развивается конструирование одежды в 13-14 веках. одежда народ история русский

Развитие навыков черчения привело в 14-15 веках к созданию в Западной Европе всех видов кроя, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы одежды, от расположения нитей на той или иной ее части. В результате возник удлиненный силуэт одежды, характерный для костюма феодалов и горожан.

Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки, к которой привязывали тесемками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки -шоссы. Женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (удлиняющий и утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, драпированную юбку, которая сзади переходила в длинный шлейф. И женский, и мужской костюмы к середине 15 века всецело подчинялись канонам готического стиля . Удлиненные пропорции силуэта одежды, высокий конусообразный головной убор, остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянская одежда также находилась под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых ее шили, делали одежду мешковатой. Костюм крестьянки состоял из рубахи, узкого платья и чепца из толстой шерстяной или холщевой ткани.

В Италии к концу 15 века (эпоха Возрождения) силуэт костюма сильно изменился. Общей особенностью мужской и женской одежды явились спокойные крупные формы с устойчивыми пропорциями. Для женской одежды стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая юбка со свободными складками .

Одежда разных исторических периодов - от древних времен до средневековья - отражена на рисунке 2 .




Рисунок 2 - Одежда разных исторических периодов

С 16 века образцом одежды стал испанский костюм на жестких прокладках и металлических частях. Каркасный костюм носили и мужчины, и женщины. У мужчин весь костюм - верхняя куртка и короткие штаны - имел слой ваты и простегивался конским волосом, костюм набивали также сеном, опилками. Гладкую или узорчатую ткань натягивали на выстеганную прокладку. Короткая куртка со съемной баской была похожа на панцирь. Высокий стоячий воротник заканчивался узким белым рюшем у горловины. В 16 веке полоску рюша непомерно увеличивают, превращая ее в громадный белый воротник, заставляющий держать голову постоянно откинутой назад. Плотный или гофрированный воротник (фреза) был так велик, что напоминал мельничный жернов. Такие воротники стоили иногда дороже всего костюма. Поверх плотных, обтягивающих ногу трико надевали громоздкие шарообразные штаны, состоящие из отдельных половинок. Верхней мужской одеждой являлся плащ, подбитый мехом. Головным убором служил плоский, низкий берет, а с середины 16 века - высокая шляпа.

В женской одежде основой каркасного костюма был корсет и юбка на плотном чехле с металлическими или деревянными обручами. В таком костюме и худую, и полную фигуру с помощью корсета доводили до общепринятых норм. Одежда высоко закрывала женскую фигуру, грудь забинтовывали, чтобы не было никаких признаков женственности. Такая же, как у мужчин, высокая фреза удлиняла пропорции женской фигуры.

Для 17 века стал характерным новым художественный стиль - барокко , пришедший на смену искусству Возрождения. Дворянский мужской костюм этого времени состоял из короткой свободной курточки с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких штанов надевали широкие, отделанные по низу бахромой. В 60-х гг. того же века вместо полуприлегающей куртки появилась длинная куртка с рукавами до локтя, ее носили с узкими до коленей брюками (кюлотами) из бархата, шелка, шерсти. Верхнюю одежду, короткую, свободного силуэта, представляли плащи на яркой подкладке без рукавов, напоминающие накидки, или с рукавами. Мужской костюм дополняли чулки белого, голубого, красного цветов с вышивкой или узором. Обувью служили сапоги с отворотами, полузакрытые туфли с бантами, пряжками. Головные уборы - широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями. Прически в начале 17 века делали из собственных длинных волос, а в конце века их заменили огромные парики.

Женский дворянский костюм менялся не так часто, как мужской. Парадность женской одежды в первой половине 17 века усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. В основе юбки оставался каркас. Но во второй половине того же века каркасная юбка вышла из моды, ее заменила прямая неширокая юбка, спадающая мягкими складками. Верхнее платье из парчи, распашное спереди и сильно приталенное, стали шить с длинными шлейфами. Длину шлейфа определяло общественное положение; его имели право носить только дворянки.

Знатные дамы почти не носили головных уборов. Их прически часто менялись: от гладких, с косами, с локонами и узлом до высоких причесок, состоящих из комбинаций локонов и крахмальных наколок. В конце 17 века высокие прически дополняли проволочным каркасом, на котором укрепляли драпировки из шелкового кружева, а также ленты и искусственные цветы.

18 век характеризуется утверждением стиля рококо , который завершил развитие стиля барокко. В этот период образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно. В 1770 г. появился узкий, прилегающий к бедрам фрак, родиной которого была Англия. Скошенные борта, узкие рукава и небольшой стояче-отложной воротник фрака придавал мужскому костюму изысканный вид. Под фрак надевали укороченный жилет. Брюки - узкие кюлоты, обувь - плоские туфли с пряжкой и низкими каблуками. Фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет - белый, с богатой вышивкой цветным шелком. Во второй половине того же века увеличилось количество видов верхней одежды, возникли прообразы пальто. Головные уборы - небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. Парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.

В женской аристократической одежде 18 века по-прежнему использовали каркас в форме корзины, покрытой полотняным чехлом. Теперь на его основе был создан женский костюм, отвечающий эстетическим вкусам рококо: платье с крупными формами и низким декольте, обилием кружевных оборок, драпировок, складок и рюшей. Материалом служили легкие ткани (тафта, тонкий атлас). Обувь была на высоких изогнутых каблуках. 18 век стал веком расцвета женских причесок и париков: прически были очень высокими (до 35 см) и сложными, их украшали парусными лодками и фрегатами, корзинами цветов и т.д. .

Таким образом, примерно с середины 16 века до конца 18 века и женская, и мужская одежда была выкроена по фигуре и имела достаточно плотное прилегание, ограничивающее свободу движения, в том числе за счет использования корсетов. Детская одежда была точной копией взрослой одежды, она была тяжелой и неудобной для хрупкого детского тела. Так, девочки, как и женщины, были одеты в платья с плотно облегающим лифом с глубоким декольте и широкой длинной юбкой, носили корсеты на неудобном жестком каркасе из китового уса и туфли на высоких каблуках. Мальчики носили узкоплечие облегающие кафтаны и камзолы, узкие короткие брюки кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками. Дети, так же как и взрослые, носили парики, густо посыпанные пудрой. Только в конце 18 века, после опубликования французским просветителем Жан-Жаком Руссо своего труда «Эмиль или о Воспитании» (1762 г), где он подробно изложил постулаты детства, выступил против детского корсета и вреда тяжелых и громоздких одежд на ребенка и ратовал за особую, «целебную», одежду для детей, всем стало ясно, что детей нельзя одевать так же как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. Вслед за этим появились легкие платья до колен и панталоны с кружевными воланами для девочек, достаточно просторные короткие брюки и облегченные пиджаки для мальчиков. Пришло понимание того, что одежда ребёнка не должна копировать одежду взрослых. Вместе с тем, и взрослая одежда избавилась от излишней жесткости, стала более удобной и свободной.

До конца 18 века одежда четко разделялась по классам и сословиям. Но после французской буржуазной революции (1789 г.), когда стало интенсивно развиваться массовое производство одежды, возник новый тип одежды, единый для всех классов и сословий, при этом модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со второй половины 19 века - и деревни. Большое значение при проектировании одежды приобрело обеспечение ее удобства и обоснование кроя ее эргономическими функциями, применение традиций кроя народной одежды. Появились расчетно-мерочные и пропорционально расчетные системы кройки.

Специфику одежды 20 века определяет, прежде всего, переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла, характерными особенностями при этом являются рождение принципиально нового типа женской и детской одежды и быстрая смена моды. Одежда получает все большее развитие - по видам, формам, стилям, применению разных материалов. Так, например, возникают джинсы как особый вид брюк, сами брюки становятся элементом женского костюма, на смену закрытым купальникам приходит открытый женский купальный костюм - бикини. Возникают различные стили и стилевые направления в одежде; например, получает распространение мода на стили «унисекс», «минимализм», «экологический стиль». Возникают и получают развитие дома моды в разных странах. Вместе с развитием стилей и форм одежды значительные изменения претерпевают головные уборы, обувь, аксессуары.

Анализируя историю развития одежды, можно выделить 4 этапа, характеризующие принципы ее создания :

  • -одежда, состоящая из шкур животных, волокон и листьев растений и т.д. (примерно до 5 тысячелетия до н.э.);
  • -драпированная одежда из целого куска ткани, укрепляемого на фигуре (до 9 века н.э.);
  • -кроеная одежда из прямоугольного куска ткани (9-11 века н.э.);
  • -кроеная одежда по форме фигуры человека (примерно с 12 века н.э.).

Таким образом, одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эволюции эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.

Русская одежда. Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Одежда древних славян формировалась под влиянием культуры скифов, костюм представляли те же виды - рубаха и штаны, он имел те же формы, схожими были и применяемые украшения. Браслеты, бусы, серьги и др. имели самобытную форму и отличались высоким художественным исполнением. С принятием христианства (конец 10 века) в быт князей вошел византийский костюм как официальная торжественная одежда, для которой было характерно некоторое своеобразие покроя. Основной костюма стал кафтан или свита. Кафтаны киевской знати шили из бархата, шелка, украшали вышивкой. Поверх кафтана надевали плащ - корзно, отороченный золотой каймой. Корзно набрасывали на одной плечо и застегивали пряжкой (фибулой) на другом. Головными уборами были шапки с меховым околышем. Княжеская женская одежда также была близкой византийской, но ее шили из более мягких тканей. Это были кафтаны, корзно и конусообразные шапки. Кафтаны делали с широкими рукавами, из-под которых виднелись более удлиненные украшенные рукава нижней рубахи. Поверх нижней рубахи надевали поневу - юбку с запахом. Обувь князей и бояр, как мужскую, так и женскую, представляли мягкие сапоги без каблука из цветной кожи с вышивкой, расположенной на носочной и нижней частях.

Крестьянский мужской костюм состоял из холщевой рубахи, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Эту простую одежду дополнял узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. У горожанок и крестьянок главной частью костюма были холщевые и шерстяные рубахи, нередко с набивным рисунком. Головной убор - убрус - полотняный белый или красный платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Концы платка свисали на грудь и были богато украшены вышивкой.

С 16 века теперь уже Московской Руси значительно отличалась от предыдущей многообразием видов и форм. В основе мужского костюма оставались рубаха и штаны (порты). Но разрез горловины рубахи переместился с середины в левую сторону переда, появилась рубаха-косоворотка. Поверх рубахи надевали зипун - распашную одежду с застежкой встык. Зипун носили все: бояре как домашнюю одежду, горожане и крестьяне - мужчины и женщины - как повседневную. Поверх зипуна надевали кафтан, который имел несколько вариантов и был повседневным, домашним и выходным. Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. Верхней одеждой в этот период были армяк, охабень, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили шубы и высокие шапки из меха чернобурых лисиц. Боярыни и княжны поверх рубахи из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шелковой ткани. Распространение получили сарафаны, телогреи, летники. Головные уборы - кокошники, кички с сорокой и др.

С конца 18 века в связи с реформами Петра I ускорилось проникновение в Россию общеевропейского костюма. Европейское платье прочно вошло в быт русской аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская одежда. Процесс европеизации костюма городского населения заметно усилился в 19 веке.

Народная одежда создается простым людом и существует в быту ряда поколений, соответствуя их внешнему облику, образу жизни и характеру труда. Уходя корнями в глубокую древность, народная одежда продолжает существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальной культуры. В странах Европы народная одежда была распространена вплоть до начала 20 века, а во многих странах Африки, Азии и Южной Америки сохраняется в быту и в настоящее время.

Народная одежда различается по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрастной принадлежности, зависит от семейного положения потребителя.

Русская народная одежда отличалась от западно-европейской некоторым своеобразием. Мужские рубахи-косоворотки носили поверх нешироких штанов, у талии перехватывали поясом, ворот и подол украшали вышитым или тканым узором. Женский костюм южных областей состоял из рубахи и поневы (украинцы называли ее плахта), а северных - из рубахи и сарафана. Одежду украшали ткаными или вышитыми узорами, тесьмой, лентами, вставками кумача. Общерусские головные уборы - венцы, перевязки и ширинки у девушек, кокошники и сороки, полностью закрывающие волосы, - у замужних женщин. Верхняя одежда у мужчин и женщин была разнообразной: шубы или короткие полушубки из овчины, суконные кафтаны в талию, поддевки из фабричной ткани со сборами, с застежкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с 19 века распространились валенки; крестьяне носили обувь, плетеную из лыка - лапти.

Национальная одежда народов Северного Казказа и Закавказья имеет много общего в покрое, но различна по длине, цвету, отделке. Основной частью мужского костюма была длинная распашная черкеска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под нее надевали бешмет. Головной убор - папаха из меха. Женская одежда - длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой. Для одежды народов Средней Азии характерны туникообразная рубаха, штаны и распашной халат у мужчин, у женщин - длинные шаровары и туникообразная рубаха ниже колен. Головные уборы - тюбетейка, чалма и меховая шапка .

Литература

  • 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Одежда
  • 2. http://mycelebrities.ru - Энциклопедия великих людей и идей. Находка человека из Этцальских Альп.
  • 3. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. - М.: легпромбытиздат, 1996. - 345 с.
  • 4. Коблякова Е.Б. и др. Конструирование одежды с элементами САПР.- М.: Легпромбытиздат, 1988.

Детская одежда появилась лишь двести лет назад, и «изобрели» ее в Англии. До этого времени одежды для детей – тем более специально для мальчиков и девочек – не существовало. Детской моды тоже не было. Ребят постарше наряжали в подобие одежды для взрослых, а младенцы довольствовались куском ткани.

Одевать своих детей хорошо хотят все. И как же многогранно это желание: одежда должна быть красивой, модной, практичной и желательно с изюминкой. И изготовители детской одежды стремятся угодить мамам и папам. Современный рынок пестрит предложениями самых разных брендов и моделей. Родители обладают простой, но важной возможностью – выбором. А ведь выбор был не всегда.

Если говорить о моде вообще, то в своем развитии она идет нога в ногу с человечеством. От моды и внешнего вида многое зависит, ведь «по одежке встречают». Но это касается мира взрослых. Детская же мода –понятие сравнительно молодое. Сегодня это отдельная и серьезная часть индустрии. А первым настоящим детским модельером можно считать француженку Жанну Ланвен. Она открыла одежде для малышей и подростков дорогу в мир от­кутюр. Ее дочь Мари­Бланш стала ее музой и всегда была великолепно одета. И клиентки Ланвен просили ее шить одежду и для их детей. Но это случится лишь в начале ХХ века.

Если посмотреть в ретробинокль на разные эпохи, то мы увидим, что детей долгое время туго пеленали, поэтому одеждой им служил кусочек ткани. Лишь после Первой мировой войны гигиенисты сделали открытие, благодаря которому новорожденные «получили право» на свободу движений. Когда же ребенок подрастал, его одевали в тунику или свободно ниспадающее платье, при этом не имело значение, мальчик это или девочка.

В XVII веке на одежде, предназначенной для детей, появились вышивки. В основном ими украшали рубашки, передники и чепчики. А в начале ХIХ века стали шить одежду разной цветовой гаммы: для девочек предназначались наряды розового цвета, для мальчиков – голубого. В это же время у девочек появились платья с поясами, а у мальчиков – пиджаки. В моду вошел стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими из­под него панталончиками, а мальчики – штаны с воланами и короткие туники.

В ХIХ веке в моду вошел матросский костюмчик, который остается востребованным до сих пор. Разумеется, матроска была самой популярной одеждой для мальчиков Belle époque. «Из самых ранних детских воспоминаний – поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами, в руке – тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная», – вспоминал князь Феликс Юсупов. Герой Валентина Катаева – Петя Бачей – тоже одет сообразно эпохе: «На Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос: шерстяная синяя матроска с пристроченными вдоль по воротнику белыми тесемками, короткие штанишки, длинные фильдекосовые чулки, башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями».

К концу века мальчиков, которых раньше до шести лет было принято одевать в платья и панталоны, крутить им локоны и с религиозным воздыханием называть ангелочками, переодели в коротенькие штанишки.
В XX веке различия между одеждой разных полов начинают сглаживаться. Девочки уже носят брюки. В числе фаворитов – яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. В ходу, прежде всего, удобная одежда для активного образа жизни.

В XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится ярче, разнообразней и выразительнее. К декору добавляются аппликации. Отдельно разрабатывают одежду для торжеств и праздников: бальные платья и костюмы с бабочкой. Аксессуарам уделяется больше внимания – теперь можно подобрать специальную сумочку к торжественному платью. Уже и дети, и взрослые относятся к моде серьезно. Многие родители следят за трендами не только во взрослой, но и в детской моде, и со знанием дела выбирают одежду в магазинах детских товаров.

Так выглядела история детской моды в общих чертах. А если приглядеться внимательнее, дело было так.

Становление

До конца XVIII века дети одевались так же, как и взрослые. Крошечные испанские инфанты, затянутые в корсеты над широченными юбками, малолетние прусские кронпринцы в мундирах и напудренных париках, юные графини в необъятных робронах – они смотрят на нас с портретов, вызывая восхищение и… жалость. Дети из прошлых столетий выглядели, безусловно, красиво. Да, красиво, но эти наряды были уж очень неудобны. Детская одежда повторяла взрослую до мелочей. Только в древнем Египте поступали иначе, там дети до юности вообще не носили одежды. А потом им позволяли носить только вещи, соответствующие их возрасту и социальному статусу.
Обязательная или обязывающая одежда сопровождала человека с самых ранних лет. Принцесса Вильгельмина Прусская, сестра Фридриха Великого, в своих воспоминаниях писала, что «… корсет, изготовленный из железных обручей, я начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом я имела “осиную” талию». Отношение к детям было совсем не таким, к которому мы привыкли. Ребенок из аристократической (а тем более – королевской) семьи с детства ощущал значимость своего положения. Он был «маленьким взрослым», примеряя на себя будущую роль в обществе. Роль и, соответственно, одежду. Британская исследовательница истории нижнего белья и корсетов Розмари Хоторн отмечает: «Чем более высокое положение занимала семья, тем раньше ребенок имел все шансы испытать на себе тиски из китового уса».

Появление самостоятельного направления моды – детского костюма – исследователи связывают с разными причинами, в том числе и с воспитательными идеями Жан­Жака Руссо. Его роман­трактат «Эмиль, или О воспитании» во второй половине XVIII века становится настольной книгой всех просвещенных родителей. Он произвел настоящую революцию в мире детской моды. Руссо не только подробно описал одежду того века, но и раскритиковал ее. Он выступил против тяжелых громоздких вещей для детей. И после этого девочек стали наряжать не в корсеты и кринолины, а в легкие муслиновые платья, а мальчики начали носить пиджаки вместо тесной офицерской формы. А главное, общество отказалось от париков. Руссо пропагандировал «целебную детскую одежду», которая бы не сковывала детей. На этой волне в Англии были разработаны первые детские костюмчики, сшитые в соответствии с принципом «свободы движения». Екатерина II, считавшая себя образцовой воспитательницей, следуя этой моде, даже придумала свой вариант детской одежды – нечто похожее на комбинезон. Так что, по существу, она была первым дизайнером детской одежды в России.

Другой предпосылкой для создания детской одежды называют многочисленные трактаты врачей о детской и подростковой смертности. Одна из причин – ношение маленькими детьми корсетов, обуви на высоких каблуках и прочих атрибутов взрослой моды. В России идею создания «целебной» одежды распространила портретистка Элизабет Виже­Лебрен. За шесть лет, проведенных при русском дворе, она изменила стиль жизни людей. Она ввела в детскую моду морскую тематику, и матроски были популярны вплоть до XX века. Но сила сложившейся традиции была велика, и превращать ребенка в уменьшенную копию взрослого продолжали еще почти сто лет. В 1870‑е годы раздавались сетования, что иные дамы наряжают своих малолетних дочек в копии взрослых платьев с турнюром, думая исключительно об эстетической привлекательности. Но, так или иначе, детская мода к концу XIX века окончательно оформилась в самостоятельную отрасль и приобрела знакомые нам черты. Каталоги готового платья, такие как американское издание The ladies standard magazine, представляли вниманию публики новомодную одежду, демонстрируя костюмы для юных девушек и маленьких леди, не копирующие взрослые образцы.
Период XIX–XX веков называют Веком ребенка. Люди больше обращают внимание на детей, на их образ жизни, на воспитание.

В XXI веке одежда становиться разнообразнее и ярче. В ходу забавные аппликации и образы, понятные детям.

Что поведают музеи…

С точностью узнать, как эволюционирует детская одежда, довольно сложно, так как в Средние века детей изображали довольно редко. Но с XVII века по полотнам художников уже можно проследить, как менялись вкусы и мода.

В XIV веке мальчиков и девочек одевали одинаково – льняная рубашка, корсет, нижняя юбка, поверх – платье и передник. И, конечно же, чепчик. Были те, кто возражали против такого единообразия. Так, королю Людовику XIII очень не нравилось, что его одевали, как его сестру. Он был не одинок в своем желании выглядеть более мужественно, и примерно с XVII века верх платья для мальчиков уже напоминает мужской костюм. Но с появлением кружевного воротника мальчика от девочки до совершеннолетия почти невозможно отличить. И так вплоть до XVIII века, когда мальчики с четырех лет переставали носить платья. Получить представление об одежде Галантного века можно по картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», где мальчик и девочка изображены в стилизованных нарядах.

В XVIII веке предполагали, что для формирования хорошей фигуры детям нужно носить жесткий и тугой корсет. И эта часть туалета задержались в истории – от корсетов полностью отказались только после Первой мировой войны. В последнюю четверть этого столетия появились панталоны, которые стали незаменимой частью внешнего облика. Панталоны надевали как мальчики, так и девочки. Мальчики прекращали носить их с пяти лет, после семи лет они также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть они начинали ходить в мальчишеской одежде. А наряды девочек продолжали копировать женскую одежду.

Прорыв в детской моде произошел в XVIII веке во времена Французской революции, когда в моду вошел ампир. Своей торжественностью он переносил во времена античности. Девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны.

А в XIX веке в моду снова вошел корсет: линия талии в платьях стала заниженной, а корсет помогал создавать «осиную» талию.

До 40‑х годов XIX века вопрос «разнополой» одежды для детей и подростков оставался закрытым. Происходило это по большей части из­за религиозных соображений того времени. Тема полового воспитания находилась под запретом. Одежда мальчиков и девочек не отличалась фасоном или тканью. Все дозволенные украшения сводились к однотипной вышивке. Праздничная детская одежда отличалась от будничной лишь цветом: вещи для торжеств шили в светлых пастельных тонах.

В это время законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Вот оттуда­то и был заимствован стиль бидермейер в одежде (Готлиб Бидермейер – псевдоним немецкого поэта Людвига Эйхродта). Отличительные черты этого стиля – сентиментальность, уют и удобство. Однако право называться законодательницей мод Франция не хотела уступать, поэтому там этот стиль назывался «стиль Луи­Филиппа». Стиль бидермейер воплотил в себе веяния новой эпохи – стремление к комфорту и простоте. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». И мальчишки той поры одевались в штаны­трубы, отделанный шнуром сюртук и украшали голову шляпой с козырьком. Верхней одеждой по­прежнему являются плащ и редингот. К ним добавляется пальто.

Платья прекрасной половины тоже претерпели изменение: широкая линия плеч, которая достигалась за счет преувеличено пышных рукавов («жиго») и более открытого декольте. Юбки стали шире и объемнее благодаря воланам и рюшам и позволяли открыть не только туфли, но и щиколотки. Шляпки буквально покрывались цветами, лентами и воланами, а верхняя одежда (пальто, пелерины, ротонды) повторяли силуэт платья.

…и расскажут фотографии

В 1869–1875 годах девочки и женщины были вынуждены – опять же диктат моды – носить неудобный турнюр (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре). Сверху надевали жакет, что доставляло еще больше неудобств. К концу XIX века детская одежда начала напоминать современные образцы. Изготавливались специализированные костюмы – для купания, игры в теннис, верховой езды, гимнастики… Одежда стала ярче, нарядней, легче и удобней. Ее стали украшать кружевами и вышивкой, особенно красиво вышитым было белье. Нарядная детская одежда включала в себя в обязательном порядке чулки, туфельки и сапожки без каблука. Были популярны туфельки, созданные французом Пине в 70‑х годах XIX столетия, которые получили название пинетки.

Первая мировая война стала началом робких изменений. Детей стали одевать в короткие платьица и шортики. Люди наконец­то поняли, что дети очень сильно отличаются от взрослых. Но только после Второй мировой войны одежда детей начала походить на современную. Крой становился свободнее, модели – разнообразней. Важным шагом в европейской истории детской моды стало появление в первой половине прошлого столетия специализированных магазинов, где можно было купить готовую одежду.

А что в России?

А у нас дети, кроме малышей самого раннего возраста, практически всегда носили униформу: в гимназиях, гостях и порой даже дома ребенок был одет в такую одежду. Разнообразием не отличались и ткани для пошива костюмов: в основном это был английский камлот и шелк для праздников. Единственной сменой повседневному образу были спортивные и купальные костюмы из легких хлопковых тканей. Образцы западной моды, заказываемые обычно в Париже, могло себе позволить лишь дворянское сословие. Позже – купечество. Крестьянские дети не знали, что такое мода.

Детям Belle époque довелось стать и свидетелями и участниками всех войн и революций века двадцатого. Именно им, детям в матросках и белых платьицах, взрослые прочили новую и прекрасную жизнь, когда вся Россия будет «вишневым садом». Они, рожденные и воспитанные для радости, оказались заложниками идей и социальных экспериментов.

Послереволюционные времена и годы Советского Союза тоже нельзя считать расцветом в развитии индустрии детской одежды.

Внешний вид подрастающего поколения находился под строгим контролем учебных и общественных заведений. Невыразительная одежда призвана была поддерживать идею о всеобщем равенстве. Эта одинаковость привела к тому, что донашивать костюмы старших братьев или родителей стало привычным делом, особенно после войны. Чего не скажешь про взрослую моду – война, какой бы разрушительной она ни была, открыла границы. И многие
«Мосшвейпромом» уже не ограничивались, обращаясь в ателье и копируя модели из «тамошнего» кино.

У элиты, конечно, была совсем другая жизнь. Сверкающие зеркала, услужливые продавцы, немыслимое изобилие товаров со всего света… Именно такими в период карточной системы тридцатых годов, всеобщего дефицита и голодных очередей многим запомнились торгсины. Слово «торгсин» впервые прозвучало в начале 30‑х годов, а уже с осени 1931 года эти магазины открыли двери и для простого населения, что вызвало огромный ажиотаж.

С изобилием и дальше не сложилось. И вторая половина XX века стала временем тотального дефицита и заграничного блата. Недоступное для большинства жителей страны элитное потребление сосредоточилось в магазинах «Березка», остальные обращались к фарцовщикам и выстраивались в нескончаемые очереди в магазины с названиями столиц социалистических государств. 90‑е годы стали сменой вех. Во всем. В том числе и в развитии детской моды.

Современная индустрия детской моды развивается стремительно. Индивидуальный стиль, одежда на каждый день и для торжеств, модные бренды, пошив на заказ – перечень доступных родителям вариантов сегодня бесконечен. Хотя стоит признать, что детская мода консервативна. Она развивается по своим законам и в значительной степени отстает от одежды взрослых. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор актуальны. Глядя на многие платьица начала прошлого века, можно представить любую из современных девочек­дошкольниц, одетую так же. Рукав фонариком, юбка солнце­клеш, разноцветные ленты в волосах – этот образ одинаково применим и к Belle époque, и к дню сегодняшнему.

Детство – самое насыщенное, наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, и хотелось бы, чтобы детская мода успевала «расти» вместе с детьми и их интересами.

На самом деле, история детской моды насчитывает всего 200 лет. А до этого времени детская одежда вообще не имела отличий от взрослой. Как только ребенка переставали заворачивать в пеленки, на него надевали длинное платье. Причем различий между мальчиками и девочками не делали! И те, и другие носили длинные, кудрявые локоны и были одеты в платье!

Средние века

В богатых семьях детей наряжали в пышные платья, которые с точностью до самых мелких деталей копировали взрослый наряд. Более того, с 4-5 летнего возраста дети были вынуждены носить корсет, парик или напудренные волосы, и им даже клеили мушку на щечку! Ребенок походил на уменьшенную копию взрослого.

Интересно, что для того, чтобы можно было отличить мальчика от девочки, на картинах мальчиков изображали со шпагой.

← Вот так выглядела детская одежда в средние века: слева - мальчик, справа - девочка.

В средневековье отношение к детям отличалось от современного. Оно не было таким эмоциональным и сентиментальным, как в настоящее время. Ведь раньше детская смертность была не редкостью, а потому, родители относились к этому философски, и старались не привязываться к детям. Ребенка стремились как можно раньше сделать взрослым, и поэтому одевали их соответственно.

Бедные семьи не могли позволить себе роскошную детскую одежду. Одежда для детей из бедных семей перешивалась из старых платьев и представляла собой свободную тунику до пола.

Удивительным является еще тот факт, что грудных детей очень долго туго пеленали, полностью сковывая движения. Тогда считалось, что движения могут привести к деформации костей, и поэтому до 9 месяцев ребенок был практически неподвижен.

XVIII - XIX век

Детская мода , по мнению многих началась в конце 18 века. Тогда детям разрешалось не носить корсеты и парики, и появляются первые пиджаки для мальчиков, которые копируют офицерскую форму. Тогда же появились свободные муслиновые платья для девочек с широким пояском. Под платье полагалось надевать кокетливые штанишки для девочек со множеством кружевных оборок. Но такую одежду можно было носить с 7-8 лет, а до этого возраста детская одежда для мальчиков и девочек никак не различалась, и мальчики по-прежнему наряжались в платья. Эта традиция сохранялась довольно долго - вплоть до середины 20 века.

Как вы думаете, кто изображен на фото? Это очаровательная девочка? На самом деле - это американский президент Франк Делано Рузвельт в возрасте 2,5 лет (1884 год).→

Этот факт объясняется еще строгим религиозным воспитанием, когда тема взаимоотношения полов была под запретом, а детская одежда была «однополой».

XIX-XX век

Конец 19 века - это время прорыва детской моды. Связано это с бурным развитием легкой промышленности. Детская одежда становиться непохожей на взрослую, и появляется отдельное направление моды - !

Помните, чудесный матросский костюмчик для мальчиков? Матросская тема была очень популярной в конце 19 века. Есть мнение, что тему с матроссками придумала известная при европейских Дворах портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно она повлияла на развитие детской моды в России, внеся в нее элемент свободы и романтики. Впрочем, матроску носили и девочки, а потом одежда с морской тематикой вошла и во взрослую моду.

Но более правдоподобной версией можно считать другую. Начало моды на матроски берет от королевы Виктории и принца Альберта, которые одели в матросские блузы и клеши своих мальчиков, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом.

Сегодня матросская тема снова в моде. Взрослые с удовольствием надевают полосатую одежду и носят якоря на груди. Детская одежда не отстает и наша компания выпустила летом 2013 года полосатые новинки для каталога интернет магазина .

В конце 19 века гувернеры и гувернантки отошли на второй план, и дети элиты начинают обучаться в гимназиях, школах и интернатах. В это время появляются "школьная форма", то есть одинаковая детская одежда для всех учащихся. В то же время, для девочек появляются специальные платья из сукна с кокетливым бантом на талии.

Платья для девочек с бантом на талии продолжают оставаться популярными и в нашем магазине детской одежды Вы можете встретить такой фасон в нескольких цветовых исполнениях. Это очень популярная модель. И не удивительно! Ведь в таком платье девочка может как сидеть за партой, так и идти на праздник.

В 19-м веке девочки на праздник надевали белые платья из муслина и батиста, украшенные вышивкой, лентами и кружевами. Сегодня все чаще праздничные платья для девочек изготоваливают из ацетата, из полиэстера и другой химии. Наша компания против такой традиции и потому мы выпускаем одежду только из натуральных материалов.

Современная детская мода постоянно меняется, появляются новые стили, течения и модели. Vikki-Nikki внимательно следит за трендами детской одежды. Благодаря современному производству, расположенному в той же стране, где и происходит продажа, мы выпускаем новые модели каждый месяц и постоянно на пике популярности. Вы можете купить из ассортимента нашего магазина: футболку с усами , футболку с рисунком пирожного , одежду в полоску, юбку с баской и многие другие самые современные и популярные модели. Наши дизайнеры все время придумывают что-то новенькое. Именно мы первые запустили в моду футболки с разноцветными рукавами и футболки с печворком . Каждый раз стараемся придумать что-нибудь яркое, стильное и модное. Заходите почаще к нам в гости, потому что новинки появляются - каждый месяц!

  • Мне нравится

Лариса Тренина
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство с историей одежды»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

Тема : «Знакомство с историей одежды »

Для детей старшей группы

Цель :

Познакомить детей с историей создания одежды ; активизировать познавательную деятельность.

Задачи :

Обучающая : Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды ; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды . Научить понимать, что человек создает одежду для своей жизни .

Развивающая : Помочь осознать, что все вещи созданы людьми; развивать способность к преобразовательной деятельности. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы. Упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.

Воспитывающая : Воспитывать коммуникативные умения и навыки; воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.

Материал к занятию : «Машина времени» , костюмы людей прошлого, разрезные картинки с изображением одежды , изображение Золушки.

1. Вводная часть

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Ребята, какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда ?

Какую одежду носят девочки ?

Какую одежду носят мальчики ?

Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

Дети передают мяч друг другу

Воспитатель : Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

все про свою любимую одежду

Быстро расскажет нам.

Раз, два, три – говори!

Ребенок : Моя любимая футболка пятнистая, зеленая, легкая

Ребенок : Мое любимое платье.

(игра повторяется несколько раз)

2. Основная часть

Дети садятся на стулья (две команды)

Воспитатель : Я знаю, что все вы любите путешествовать.Наше сегодняшнее путешествие будет очень необычным : мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Мне нужны два смельчака.

Воспитатель приглашает двоих детей сесть в «Машину времени» и надевает на них костюмы первобытных людей, сделанные из листьев и из шкуры животного.

Воспитатель : Сережа и Ваня оказались у нас в далеком прошлом, и вы видите на них одежду первобытных людей . Расскажите, пожалуйста, о своей одежде .

Воспитатель : Чем была хороша одежда из листьев , а чем плоха?

Ответы детей . Одежду из листьев легко изготавливать, она легкая, в ней не жарко, она необычная; быстро приходит в негодность, недолговечная, быстро рвется, листья высыхают и рассыпаются, надо часто менять.

Одежда из шкур животных теплая, ее можно долго носить, ее можно делать разнообразней; ее трудно добывать, надо выследить и поймать животное, снять шкуру и т. д. ; жалко животных

Воспитатель : Приглашает следующего смельчака и надевает на него следующий костюм (обматывает куском ткани)

Прошло много времени прежде, чем люди научились делать ткань. Сначала человек просто заворачивался в кусок ткани. Ткань была значительно прочнее листьев, но была ли удобной такая одежда .

Ответы детей . Такая одежда не давала свободно двигаться, она все время спадывает, неудобно бегать

Воспитатель : Тогда человек сшил края ткани нитками, так получилось одежда похожая на нашу . Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда . Какие виды одежды вы знаете ?

Ответы детей .

Воспитатель : Интересно, зависит ли ваше настроение от того, какая одежда на вас надета ?

Этюд «Мое настроение»

Попробуйте показать, что вы думаете, если на вас надеты красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда , мягкая пушистая шубка, мятая юбка или брюки, бальное платье или вечерний костюм…

Воспитатель : Теперь прямо в этих бальных костюмах и отправимся на нашей «Машине времени» в сказку

Тише, тише, тишина.

Сказка к нам идет сама

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла… фея

Эти буквы нам принесла настоящая сказочная фея. Если их выложить в том же порядке что и цвета радуги, то мы узнаем, в какую сказку попадем.

З – красного цвета

О – оранжевого

Л - желтого

У - зеленого

Ш – голубого

К – синего

А – фиолетового

Дети на фланелеграфе выкладывают название сказки

Появляется Золушка.

Золушка. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.

Воспитатель : Милая, Золушка, чем же мы можем тебе помочь

Золушка. Мачеха приказала мне сшить три бальных платья за один вечер. Боюсь, что я не успею

Воспитатель : Ребята, с радостью тебе помогут.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают из разрезных картинок три платья.

Золушка благодарит детей .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель : Мачеха злая, жадная. А Золушка…

Мачеха грубая, а Золушка (нежная, добрая)

Мачеха неряшливая, а Золушка (аккуратная)

Мачеха ленивая, а Золушка (трудолюбивая, работящая)

Мачеха рассеянная, а Золушка (внимательная)

Мачеха, а Золушка. (нежная)

Воспитатель : А как ты, Золушка трудишься, что делаешь?

Золушка : Я буду говорить, что делаю, а вы добавляйте

Игра «Добавь словечко»

Золушка : Я готовлю. (обед)

Я чищу. (посуду)

Я стираю (белье)

Я глажу (платья, рубашки)

Я шью. (одежду )

Я штопаю (носки)

Я поливаю (огород)

Я колю. (дрова)

Я мою. (полы)

Воспитатель : Какая пословица подходит Золушке?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Умелые руки не знают скуки.

Делу – время, потехе – час.

Дети выбирают «Умелые руки не знают скуки»

Воспитатель :Я еще одну пословицу знаю : «Кто трудиться, у того все сбудется!» Запомните ее пожалуйста.

Дети повторяют пословицу несколько раз.

Воспитатель : Золушка, наши ребята прекрасно разбираются в тканях, и знают, из каких тканей шьют теплую одежду .

Дети. Из драпа, шерсти, трикотажа, вельвета, фланели.

Воспитатель : Из каких тканей шьют легкую, нарядную одежду .

Дети. Из шелка, капрона, нейлона, бархата, атласа, парчи.

Золушка : Помогите мне выбрать ткань для бального платья (дети вместе выбирают)

Золушка : (достает мешочек для шитья) . Угадайте, без каких помощников мне не обойтись. Отгадайте загадки. Дети отгадывают загадки, Золушка достает предметы из мешочка.

Птичка – невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(иголка с ниткой)

Инструмент бывалый,

Не большой, не малый,

У него полно забот,

Он и режет и стрижет

(ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Кошка лапой мня катала

На мне все нитки размотала

(катушка с нитками)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается

(утюг)

Словесная игра «Бесконечное предложение»

Золушка садится и начинает шить.

Воспитатель : Что делает Золушка?

Дети : Золушка шьет.

Воспитатель : Сколько слов в этом предложении?

Дети : Два слова.

Воспитатель : Какая Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?

Дети : Платье.

Воспитатель : Увеличьте это предложение. Расскажите, какое платье шьет Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Воспитатель : Для кого она это делает?

Дети : Для мачехи сестер.

Воспитатель : Зачем нужны эти платья.

Дети : Чтобы нарядить их на бал.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет бальные шелковые платья для мачехи и сестер, чтобы нарядить их на бал

Воспитатель : Ребята, давайте развеселим Золушку.

Игра «Придумай нелепицу»

Воспитатель берет два предмета, используемые для шитья, например ножницы и ткань.

Воспитатель : Придумайте предложение про эти два предмета.

Дети : Ножницами разрезали ткань.

Воспитатель : А теперь придумайте небылицу про эти предметы

Дети : Ткань разрезали ножницы. (Наперсток уколол иголку. Нитка шила иголкой. и т. д)

Воспитатель : Ребята, а не хочется ли вам сделать для Золушки что – нибудь приятное.

Ответы детей .

Воспитатель : Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее настоящее бальное платье. А каким оно, будет нам помогут узнать эта таблица и кубик.

(На гранях кубика написаны цифры (1 – 5) . Одна грань пустая).

Дети по очереди бросают кубик, выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.

Получившийся рисунок закладывают в «машину времени» и через мгновение достает красивое бальное платье.

3. Заключительная часть

Золушка благодарит детей .

Воспитатель : Дорогие ребята, вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба помогла Золушке стать счастливой.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты