Творческие мастерские для родителей в детском саду. Родительская мастерская в детском саду. Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО

30.09.2019

Педагогическая мастерская – это оригинальный способ организации деятельности воспитателей в составе малой группы при участии педагога – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. В мастерской происходит передача педагогом – мастером, (обладающим профессиональным опытом, владеющим современными технологиями воспитания дошкольников, имеющего собственную педагогическую позицию) своего профессионального мастерства воспитателям.

Исследователи Н.И. Белова, А.А. Окунев, Г.А. Русских, В.А. Степикова и др. определяют педагогическую мастерскую как интерактивную технологию, включающую игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора действий, обобщений и обмена информацией.

Цель педагогической мастерской – способствовать обучению воспитателей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход «учителя — мастера» к раскрытию и совершенствованию творческих способностей «воспитателя-ученика».

Главные идеи и принципы работы педагогической мастерской:

  • ненасилие и право выбора в процессе деятельности в мастерской;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  • сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, в основе которой лежит общение в форме диалога;
  • способность к творчеству;
  • приоритет процесса над результатом творческой деятельности, защита права на ошибку;
  • нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В основе работы педагогической мастерской лежит концепция личностно – деятельного подхода, что способствует профессиональному и личностному развитию воспитателей, раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Профессиональное становление осуществляется:

  • через активное, самостоятельное,сознательное определение целей деятельности, путей и средств их достижения;
  • через поиск индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • через активный процесс взаимодействия всех участников педагогической мастерской.

Работа в системе педагогической мастерской завершается профессиональной саморефлексией, которая проявляется в самооценке, самоанализе и достижении личностных и профессиональных качеств.

Методическое обеспечение работы педагогической мастерской

Задачи:

  1. Обеспечение взаимодействия между современной теорией и практикой в системе «педагогический колледж — ДОУ», как поиск оптимальных методов организации и руководства игровой деятельностью;
  2. Формирование творческой личности педагога, обладающего как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями по руководству различными видами игр дошкольников;
  3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе организации различных видов игровой деятельности в течение пребывания ребёнка в ДОУ.

Проблема игровой деятельности достаточно широко и полно представлена в психолого – педагогической и методической литературе. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра в последнее время оказалась на задворках педагогического процесса в ДОУ. Это обусловлено требованиями школы, получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Отсюда на игру распространяется остаточный принцип времени: дети играют мало, у них недостаточно развиты формы и способы игрового поведения.

Сложившуюся ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях в целом по России необходимо преодолевать. «Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения.

Опираясь на исследования отечественной педагогики и психологии, следует отметить ряд аспектов при рассмотрении роли и места игры в педагогическом процессе ДОУ:

  • игра как средство развития личности;
  • игра как средство обучения;
  • игра как форма организации детского общества;
  • игра как способ обучения и самообучения; игра как средство коррекции развития ребёнка;
  • игра – как средство досуга;
  • игра как диагностическое средство;
  • игра как психотерапевтическое средство.

Воспитатели объединяются в педагогическую мастерскую, в основе деятельности которой лежит:

— стремление глубоко вникнуть в изучаемую проблему;

— самостоятельный поиск по овладению детьми игровыми умениями, изложенного в методической литературе и его анализ через свободный обмен мнениями;

— проектирование собственной педагогической деятельности – разработка и проектирование творческих игр в разных возрастных группах;

— проведение собственного проекта в форме деловых игр.

Развернуть работу педагогической мастерской позволили условия ДОУ № 77 г. Иркутска:

  1. Создание психологически благоприятной, развивающей, творческой среды, которая даёт воспитателю возможность индивидуального саморазвития;
  2. Наличие развивающей игровой среды, способствующей организации различных видов игр в самостоятельной деятельности детей;
  3. Обеспечение методической литературой, консультирование по данной проблеме со стороны, заведующей детским садом, методистом, преподавателем педагогического колледжа.

Основные направления работы воспитателей в условиях педагогической мастерской

  • Семинар: погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений);
  • Практикум (вхождение в практическую профессиональную деятельность);

Погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений)

1.Теория игры, место игры в педагогическом процессе ДОУ.

2. Классификации детских игр.

3.Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры,

4.Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

5. Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство.

6. Игры со строительным материалом.

Вхождение в практическую профессиональную деятельность

Мастерская № 1

«Игра»

В наш век искусственного меха
И нефтью пахнущей икры
Нет ничего дороже смеха,
Любви, печали и игры.

Игорь Губерман

1. Произнесите слово игра с разной тембровой интонацией. Что Вам слышится в данном слове? Какие возникают слова, образы близкие по звучанию, смыслу? Запишите эти слова.

2. Социализация — предъявление результата.

3.Внимательно вчитайтесь и выберите наиболее понравившееся определение

понятия игра. (Высказывания находятся в свободном размещении на стенах и столах аудитории).

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизводстве действий взрослых и отношений между ними.

— Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра – конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

— Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра для малыша – это «машина времени»: она даёт ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много – много лет.

(Е. Субботский)

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в

воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

4. Социализация. Объясните, как Вы это понимаете.

5. Дайте своё собственное определение понятию игра. (Задание индивидуально с выходом на подгруппу).

6. Предлагается каждой подгруппе текст стихотворения, помогающий построить знания об игре. Каждый в подгруппе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает её и комментирует

ИГРА

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Её и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котёнок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулём –
Игру бездумную с пространством.

Играет рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придёт пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю,
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.

(З. Гиппиус)

8. Рефлексия. Мини-сочинение на тему «Игра загадочней всего и бескорыстнее на свете…», в котором участники пишут о своих впечатления

от работы в мастерской и мыслях об игре и её смысле.

Мастерская № 2

«Классификация детских игр».

1. Пробуждение детских воспоминаний. Чтобы помочь сидящим в кругу вспомнить и пережить состояние радости от игры в детстве, каждому предлагается выбрать одну из игрушек, которая нравится, и подержать её в руках (это плюшевый медведь, весёлая обезьянка, кукла, новогодний шарик, мяч, скакалка, краски и т.д.).

Каждый из участников рассказывает о любимых играх детства, которые хранятся в душе как воспоминания. Собирается ожерелье из воспоминаний, игры записываются на листочки и размещаются на доске вокруг картины Е.Романовой «Детство».

2. Какие классификации игр известны? Каковы их основания? (Предлагаем ниже).

* основанием данной классификации исследователи (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова) считают закономерности развития мышления, воображения, умений, навыков, творческих способностей);

* основанием данной классификации являются особенности становления игровой деятельности, её источники, характер, содержание;

* основанием данной классификации является развитие интереса, любознательности, основ диалектического мышления;

* основой данной классификации явилось возникновение новых технологий и их использование в воспитательно-образовател ьном процессе ДОУ (В.В. Безменова, Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина);

* основой данной классификации является « инициатива, исходящая от субъектов игры» (исследования С.Л Новосёловой).

Задание: предлагаются различные классификации игровой деятельности. Каждая подгруппа выбирает основание и подбирает к нему классификацию.

3.Социализация – предъявление результата.

4. Создать свою классификацию игровой деятельности и дать своё обоснование. (Задание для подгрупп).

5. Вспомните одну игру, которая стала для вас особо значимой (в профессии или жизни), где вы были ребёнком или воспитателем. Припомните и запишите отдельные детали этой игры, какие – то сведения, ход игры, себя в ней. Попытайтесь понять, почему вспомнилась именно эта игра.

6.Социализация – предъявление результата.

7. Рефлексия.

— Чем сегодняшняя мастерская полезна для Вас?

— С чем ухожу с мастерской?

Мастерская № 3

«Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры».

«Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения .

1.Эти мысли учёного можно отнести, прежде всего, к сюжетно-ролевой игре. Докажите или опровергните данную точку зрения.

2. Социализация – обмен мнениями.

3. Исходя из названия игры, дайте её определение, напишите на листочке и сравните с предложенными понятиями данного вида игр.

4. Задание на подгруппу. Ответить на проблемные вопросы:

— в чём незаменимость сюжетно-ролевой игры, уникальность в развитии всех потенциальных возможностей детей?

— почему сюжетно-ролевая игра форма моделирования социальных отношений?

— какие психологические новообразования возникают в сюжетно-ролевой игре?

— почему сюжетно-ролевая игра является показателем здоровья ребёнка?

5. Социализация.

6. Представить в рисунках, схемах, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры (задание для каждой подгруппы). Оформить выставку.

7. Для каждой подгруппы выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: преддошкольный, младший, средний, старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой).

9. Представление творческих заданий:

— объясните слова Л.С. Выготского, что ребёнок младшего дошкольного возраста в игре идёт от действия к мысли, а на четвёртом году жизни способен идти от мысли к действию (свои рассуждения подкрепите примерами детских игр, которые наблюдали);

— в схематичной форме покажите, какими средствами изображения роли пользуются дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

— докажите, от чего зависит овладение детьми условными игровыми действиями, с какой целью ребёнок прибегает к словесным замещениям в игре;

Определите, как отражается современная жизнь в играх детей «Семья».

10. Социализация.

11. Рефлексия

— что вы открыли сегодня для себя?

— какие задания было выполнять легко, а какие трудно?

Мастерская №4

«Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах».

Каждая команда составляет несколько правил, которые обсуждаются в кругу, афишируются и принимаются всеми участниками мастерской:

  • старайся быть самим собой;
  • никого не критикуй и не обижай своими оценками;
  • любую проблему сначала обсуждай, а потом ищи пути решения;
  • пользуйся правом на своё мнение;
  • учись понимать себя и других, это приведёт к пониманию детей и умению общаться с ними;

1. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко рассматривают руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Каждой подгруппе предлагается найти способы построения сюжетно-ролевой игры:

* первый способ построения игры – это последовательность предметно-игровых действий;

* второй способ — ролевое поведение;

* третий способ — сюжетосложение.

Данная информация помещается на доске.

2. Схематично игру маленького ребёнка можно представить как «человек – предмет». Закончите схему развёрнутой формы ролевой игры: «человек — …..».

3.. Социализация – озвучивание ответов.

4. Спроектировать усложнение тематики и сюжетов игр от группы к группе (работа в подгруппах).

5. Социализация – озвучивание ответов.

6.Задание на подгруппу. Ответить на проблемный вопрос. Почему необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой?

7. Социализация.

8. Составить проект сюжетно-ролевой игры (тематика игры и возрастная группа на усмотрение участников мастерской):

— цель игры;

— предварительная работа к сюжетно-ролевой игре;

— предметно-игровая среда;

— примерный сюжет игры;

— примерный ход игры;

— приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Что можно добавить к данному проекту?

9. Социализация: выставка проектов.

10. Деловая игра.

Вопрос к участникам мастерской. Какие, по вашему мнению трудности испытывает молодой педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?

Социализация

11. Рефлексия

— Как мне проживалось в мастерской?

— Что вы сегодня открыли для себя?

— Какие вопросы возникли у вас при изучении данной темы?

Мастерская № 5

«Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство».

«Вся жизнь театр, а люди в ней актёры».

Вильям Шекспир

1. Запишите слово театр вертикально и на каждую букву придумайте слова, которые могут пригодиться для придания основного смысла понятию театрализованная игра. Дайте определение данному виду игр. Сравните своё определение с определением, предложенным Л.В. Артёмовой.

Театрализованная игра – это разновидность творческой игры, содержание которой представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, где герои становятся действующими лицами, а их события жизни, изменённые детской фантазией, сюжетом игра.

  1. Социализация – озвучивание ответов.
  2. Работа в группах.

Докажите воспитательную ценность театрализованных игр. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Согласны ли вы с данным утверждением?

Закончите схему:

— в сюжетно-ролевой игре ребёнка привлекает процесс деятельности,

— в театрализованной игре ребёнка привлекает ….

5. Сделайте сравнительный анализ данного вида игр с сюжетно-ролевой игрой. Что общего и в чём отличие?

6. Социализация.

7. Индивидуальная работа с литературой (пополнение, уточнение информации) по вопросу виды театрализованных игр. Проверьте себя, дополните предложенную выше классификацию.

  1. Сама театрализованная игра, где дети точно копируют литературное произведение;
  2. Театрализованные игры с элементами творчества (вводят героев, дополняют сюжет, изменяют конец и т.д.);
  3. Театрализованные игры – спектакли, когда дети разыгрывают литературное произведение сами, как артисты, а в других случаях действуют как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение с помощью игрушек, озвучивая их:
  • театр игрушек;
  • настольный театр с плоскостными фигурками;
  • театр – фланелеграф;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр;
  • кукольный театр (театр бибабо, театр марионеток).

8. Социализация – предъявление результата.

9. Составьте пиктограмму сказки, которая может стать содержанием театрализованной игры, используя книгу «Чего на свете не бывает?»/Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М., 1999.-с. 48-49.

Почему вами выбраны именно эти сказки? Требования к подбору литературных произведений:

— произведение должно быть очень простое, но увлекательное по содержанию;

— образы яркие, наделённые характерной чертой;

— динамичность событий, многократные повторы;

— наличие монологов, диалогов, песенок.

Проиллюстрируйте примерами.

10. Используя различные альтернативные программы для ДОУ, спроектируйте тематику театрализованных игр в разных возрастных группах. Выбрав одну из них, каждая подгруппа проектирует данную игру

11. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, элементов психогимнастики, работа над текстом.

12. Деловая игра. Проведение театрализованных игр с использованием анализа.

13. Рефлексия.

— Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

— Чем была полезна сегодняшняя встреча?

Мастерская № 6

«Игры со строительным материалом»

«В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (К.Д. Ушинский).

1. Задание индивидуально.

Игры со строительным материалом можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребёнка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Какова роль строительной игры? К какому новому виду деятельности подготавливает ребёнка строительная игра?

Дайте определение строительной игры. Попытайтесь сделать сравнительный анализ сюжетно-ролевой, театрализованной и строительной игр, находя сходство и различие. Оформите с помощью схемы, рисунка, таблицы.

2. Социализация – озвучивание ответов.

3. Виды строительного материала и тематика детских построек (работа в подгруппах), сделать количественный и качественный анализ от группы к группе.

4. Социализация – озвучивание ответов.

5.Анализ конструктивных умений у детей в каждой возрастной группе. Работа строится в подгруппе на основе анализа программ для ДОУ.

6. Социализация – озвучивание результатов.

7. Проектирование строительной игры. (Тематика на усмотрение подгруппы).

8. Социализация – озвучивание результатов.

9. Проигрывание деловых игр.

10. Рефлексия. Чем сегодняшняя мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

С чем ухожу с мастерской?

Литература

1.Г.Н. Гришина Любимые детские игры.- М., 1997.

2.Е.В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.

3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребёнком.- М., 1990.

4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду.- М.- 1997.

5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-ку-Кудиц», 2003.

6. Т. П. Шитова Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребёнок в детском саду.- 2003, №5.

7. Д.Б. Эльконин Психология игры.- М., 1978.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.

Ох, сколько всего, а выбрать надо только необходимое для поделки!

Родители, бабушки, дедушки - это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно , что также продиктовано современными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для .

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:


ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм в МАДОУ «Детский сад „Росинка“» стала организация творческой мастерской в детском саду с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Перечень материалов, необходимых для организации работы творческой мастерской в детском саду:

Изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.);

Дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;

Природные материалы (сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т. д.);

Бросовый материал;

Ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.;

Материалы для творчества: фигурные компостеры (дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квиллинга и декупажа, тиснения, штампинга и др.;

Клей ПВА, клей-карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками;

Скотч (тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский -
с рисунком);

3D-наклейки.

Основная цель работы творческой мастерской в детском саду - укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Творческая мастерская в детском саду направлены на решение следующих задач:

  • знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;
  • развитие творческих и дизайнерских способностей;

Творческая мастерская в детском саду организуется в изостудии один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.

Как правило, встречи в творческой мастерской в детском саду требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).

При подготовке к творческой мастерской в детском саду также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.

И, конечно, непременным условием организации творческой мастерской в детском саду является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Традиционно первая творческая мастерская в детском саду проходит в начале учебного года и направлена на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

Последняя творческая мастерская в детском саду в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

В качестве примера в приложении 1 представлен сценарий проведения творческой мастерской в детском саду «Дорого яичко ко Христову дню».

Работа творческой мастерской в детском саду организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческая мастерская в детском саду сопровождается красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап - непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от детского творчества в детском саду подкрепляются дополнительными подарками - это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческой мастерской в детском саду, представленный в приложении 2.

Приложение 1

Сценарий проведения творческой мастерской
«Дорого яичко ко Христову дню»

Цели:

  • знакомство детей и их родителей с техникой декупажа, ее возможностями в дизайн-оформлении пасхальных яиц;
  • расширение представлений о празднике Пасхи;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Задачи:

  • обучающие: формирование умения создавать с помощью бумажных салфеток пасхальные мотивы на округлой форме яйца, использовать декоративные элементы для украшения;
  • развивающие: развитие дизайнерских умений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации;
  • воспитательные: формирование чувства радостного ожидания главного православного праздника - Пасхи; воспитание художественно-эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости; формирование заинтересованного отношения к результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Оборудование:

  • для детей и родителей: яйца (исходя из имеющихся возможностей: вареные, полые или деревянные (гипсовые) заготовки), ножницы, кисти клеевые, емкости с клейстером, декоративные трехслойные бумажные салфетки с различными орнаментами, тематическими рисунками, символизирующими пасхальные события (цыплята, солнце и пр.); декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.);
  • для педагога: изделия, выполненные в технике декупажа; гипсовая заготовка, ножницы, кисть клеевая, емкость с клейстером, декоративные бумажные салфетки, декоративные украшения (блестки, пайетки, ленты, бисер и др.); аппаратура для показа презентации и прослушивания аудиозаписей.

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник», колокольный перезвон.

Презентация: «Пасхальный декупаж».

Участники: Хозяйка (воспитатель), воспитанники подготовительной группы и их родители.

Ход деятельности:

(Хозяйка творческой мастерской читает стихотворение.)

Пасхальный благовест

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)

Хозяйка: Всем добрый вечер: и тем, кто стал постоянным участником наших творческих мастерских, и тем, кто сегодня пришел в первый раз. Я рада вас приветствовать. Наша встреча посвящена приближающемуся празднику. Вы, конечно, знаете, как он называется?

Участники: Пасха!

Хозяйка: Совершенно верно, Пасха - светлый, счастливый день Воскресения Христова. История празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. С Воскресением Христовым связаны определенные традиции и обычаи. А как готовятся к этому дню в вашей семье?

Участники: Печем куличи, красим яйца, готовим творожную пасху.

Хозяйка: Один из символов Пасхи - крашеное яйцо. Оно означает торжество новой жизни. Православные верующие дарят яйца друг другу при пасхальном целовании и произносят приветствие: «Христос воскресе!». По преданию начало этому обычаю положила одна из учениц Христа - Мария Магдалина. Кто может рассказать нам об этом предании?

(По заданию Хозяйки творческой мастерской одна из семей заранее знакомится дома
с преданием о красном пасхальном яйце и рассказывает о нем в ходе встречи.)

Участники (подготовившие домашнее задание):

Хозяйка: С тех пор в нашу жизнь вошел обычай украшать яйца ко Христову дню. Такие яйца называют писанками (расписанные узором), крашенками (окрашенные), крапанками (от украинского слова «крапать», т. е. покрывать каплями). В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями и чистыми руками они приступали к работе. Пока мастерица создает писанку, она держит в руке яйцо довольно долго, около трех часов, и постоянно думает о том, для кого оно пишется.

Любую писанку можно «прочитать» по символике ее цвета и рисунка. Так, узоры исполнялись в стилизованной форме, наделялись глубоким смыслом, были символичны. Символика их разделяется на несколько групп: христианская, растительные и животные, солнечные и геометрические символы.

(В зависимости от состава и возраста участников творческой мастерской
Хозяйка обращает их внимание на некоторые элементы христианской символики,
а также кратко рассказывает о символах,
представленных на используемых для подарка салфетках.)

Хозяйка: Как вы думаете, что символизируют конь, паук, звезда, кольцо?

Участники: Паук символизирует трудолюбие и терпеливость, конь - силу, звезда - нравственную чистоту, человеколюбие, кольцо - это символ материнства и знания.

Хозяйка: Не только рисунок, но и цвет писанок имеет свое значение. Например, белый, основной цвет яйца, символизирует чистоту, божественное начало. Как вы думаете, что символизируют голубой, зеленый, коричневый цвета?

Участники: Голубой - цвет небесной Богоматери, он символизирует божественное духовное знание; зеленый - здоровье, жизнь; коричневый - принадлежность к земле.

Хозяйка: В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий - например, хозяева со слугами и т. д. Девочкам в старину дарили писанку с изображением яблоньки - символа чистоты, красоты, нежности и плодовитости; мальчикам - писанку с дубовыми листьями, чтобы рос таким же сильным, крепким и могучим, как дуб. Женщина, которая хотела иметь детей, расписывала яйца цветами и дарила их детям. Знатные, состоятельные люди могли позволить приобрести себе или подарить кому-либо дорогие ювелирные яйца. Подлинную известность и мировую славу шедевров ювелирного искусства снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Коллекции пасхальных яиц сохранились во многих российских музеях: Государственном Эрмитаже, Московском Кремле, Государственном историческом музее, Музее народного искусства и др. Существует поговорка: «Дорого яичко ко Христову дню». Кто из вас знает, что она означает?

Участники: Так говорят тогда, когда все выполнено вовремя и в срок.

Хозяйка: Правильно! Поэтому именно сегодня, в преддверии Великого праздника, мы с вами будем украшать яйца в подарок нашим близким, дорогим и любимым людям.

Яйцо - символ солнца, любви и надежды.

Нарядим яйцо в пасхальные одежды!

В этом нам поможет техника декупажа. Что это такое?

(Участники рассказывают, что они знают о технике декупажа.
Хозяйка дополняет их и рассказывает об истоках декупажа.)

Хозяйка: Название технологии декупажа произошло от французского слова «decouper», что означает «вырезать». У декупажа долгая и интересная история, которая берет истоки у различных стилей, из многих стран. Сегодня эта техника снова в моде. Для ее освоения необходимы три главные вещи: декоративные трехслойные бумажные салфетки с изобразительным мотивом, клей и предмет, которому вы решили придать необычный вид. Как вы уже догадались, декупаж - это самая настоящая аппликация. Сегодня мы с вами попробуем освоить эту технику. Для этого у вас на столах есть салфетки, яйца, декоративные элементы.

(Хозяйка рассказывает участникам встречи о технологии предстоящей работы.)

Хозяйка: Сначала вам необходимо вырезать понравившийся элемент рисунка из многослойной салфетки. Затем осторожно отделить верхний красочный слой, расположить рисунок на форме, нанести клей сверху и распределить его от центра рисунка к краям. Оставшиеся белые участки можно закрасить акриловыми красками (с помощью губки отрывистыми промакивающими движениями). Такой способ покрытия создаст эффект фактурности. Особо нарядно смотрятся акриловые перламутровые краски.

Когда клей и краска высохнут, можно украсить рисунок цветными блестками и объемными элементами. Участки рисунка, которые будут декорироваться блестками, обводятся с помощью клеевой ручки (это может быть символика ХВ - Христос Воскресе, контур рисунка или его часть). Затем необходимо присыпать данный участок блестками, через несколько минут стряхнуть лишние. В соответствии с задумкой заготовка украшается объемными 3D-элементами (цветами, бабочками на основе двустороннего объемного скотча, лентами, пайетками, бисером).

Самостоятельная работа под руководством педагога

Хозяйка направляет творческий процесс согласно технологическим этапам, оказывает детям и их родителям необходимую помощь.

Подведение итогов

Хозяйка: Наша встреча подошла к концу. Уважаемые участники творческой мастерской, вам понравилась наша встреча? Что нового вы узнали? Что особенно вам запомнилось?

(Участники творческой мастерской делятся своими впечатлениями.)

Хозяйка: Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Светлая Пасха - праздник весны, надежды. Праздник, который входит в души людей задолго до своего наступления. И потому, готовясь к нему, думая о нем, мы настраиваем свои сердца и мысли на добрый лад, открывая себя всему светлому и чистому. Радости вам и приятных сюрпризов.

Приложение 2

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО

I. Предварительная работа

1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.

2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.

3. Выполнение домашнего задания (по необходимости) - знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.

4. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.

5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

II. Проведение творческих мастерских

1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.

2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.

3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.

4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.

5. Заключительный этап:

подведение итогов; проведение рефлексии; обмен подарками.

III. Освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ

Занятия для детей 3 - 14 лет / Периодичность 1, 2 раза в неделю / Продолжительность 60 мин.

Чем только не любят играть дети. Но излюбленное их занятие – лепка. В ходе творчества дети изучают объем и цвет предмета, развивают моторику рук. На занятиях дети учатся говорить, развивают художественный вкус, расширяют знания об окружающем мире. Искусство помогает малышу развиться, выразиться. Такому развитию поможет творческий детский сад.

Особое место занимают занятия лепкой. В ходе занятий мы изучаем народное творчество. Программа включает следующие уроки.

  • Дулевская и дымковская игрушка – народные промыслы.
  • Керамика, пластика, глина. Роспись керамики. Обжиг.
  • Хохломские узоры, Жестовская керамика. Хохлома.
  • Плоские формы: лепим доски, подносы и тарелки. Обучаемся основам росписи, колористике, тренируем характер мазка.
  • Палех.

Творческие занятия в детском саду – это не только лепка. В состав курса входят и другие различные техники.

  • Изучаем метод папье-маше, работаем с готовыми рисунками.
  • Изготавливаем простые предметы из папье-маше.
  • Лепка и роспись – основы. Лепим и расписываем маски. Декорируем их.
  • Основы лепки и росписи. - Маски: Лепка, роспись, декорирование.
  • Отдельным курсом идет изготовление авторских кукол. Делаем как матрешки, так и куклы посложнее. Курс продолжается до трех месяцев.
  • Дети от 5 лет могут изготовить игрушки сами.

Творческие занятия в детском саду: изготовление мягких игрушек

Психологи рекомендуют покупать малышам мягкие игрушки. Но ближе и роднее ребенку будет игрушка, которую он сделал сам. Изготовление игрушек приучает к дисциплине. Ребенок учится действовать самостоятельно, по инструкции. Ребенок тренирует усидчивость, становится внимательным. Это так здорово – самому сделать свою игрушку, разукрасить елочный шарик или сшить мишку. В ходе уроков используем все возможные техники.
Шьем;
изучаем основы декора;
осваиваем метод изготовления папье-маше
Декупаж – украшаем мебель, посуды. Изображения вырезаются из бумаги или ткани и наклеиваются на различные предметы.

Добро пожаловать в наш творческий детский сад!

Преподаватели "Белорусская": Беляева Анна .

Преподаватели "Бескудниково": Езюкова Татьяна , Кожухова Ирина.

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты