Сценарий образовательно-просветительского мероприятия. Просветительское мероприятие для педагогов «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей Конспект просветительского мероприятия

16.10.2019


План-конспект просветительского мероприятия для учителей

Разработала Намм Л.А. педагог-психолог МОУ «СОШ № 6» г. Торжок

Тема «Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей и подростков».

Цель: изучить проявление одаренности у детей и подростков и рассмотреть особенности педагогической поддержки данной категории детей.

Задачи:

1. Познакомить педагогический коллектив с понятием «одаренность».

2. Познакомить учителей с видами одаренности.

3. Сформулировать совместно методы педагогического сопровождения одаренных учащихся.

^ Объект - явление « одаренность»,

предмет - особенности педагогической работы по поддержке и сопровождению одаренных детей и подростков.

Начало:

Разогрев: Продолжите фразу «Я могу работать с одаренными детьми, потому что……»

Основной этап:

Сообщение психолога по проблеме одаренности. 10 минут

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выделяют общую одаренность и специальную одаренность.

^ Общая одаренность проявляется в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, высокой обучаемости предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.

^ Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо специальной деятельности: музыкальной, математической, спортивной, художественной и т. д.

В специальной одаренности выявляют способности в интеллектуальной деятельности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности.

Согласно наиболее распространенной точке зрения, основу одаренности образуют врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы (задатки ), которые развиваются в результате специально организованной деятельности в способности.

Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а «талантливый» определяется как обладающий талантом. «Талант», в свою очередь, – как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» – природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а «дарование» – как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что «талант» (гр. talanton) – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

^ Одаренные дети, какие они?

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников. Данный подход довольно уязвим, и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Среди определений понятия «одаренный ребенок » наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»:

«^ Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности, Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально – педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

^ Согласно теории Богоявленской Д.Б.,

«Инструментальный аспект поведения

Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности - новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

^ Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

^ Виды одаренности:


  • Художественная одаренность . Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

  • ^ Общая интеллектуальная и академическая одаренность . Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

  • ^ Творческая одаренность . Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые – увы! – вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

  • ^ Лидерская одаренность . Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности»). Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.

  • ^ Практическая одаренность . Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей действительности, не обязательно отличается в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.
^ Работа в группах - Мозговой штурм (10 минут)

1 группа - « Проблемы в обучении, с которыми сталкивается одаренный ребенок ».

2 группа: «Проблемы, с которым сталкиваются учителя при наличии в классе одаренного ребенка».

3 группа: «Проблемы родителей одаренных детей».

4 группа: «Пути решения проблем одаренного ребенка, вовлечение его в разнообразные виды деятельности».

Каждая группа озвучивает результаты своей работы.

^ Заключительная часть: Подведение итогов работы

*педагогическому коллективу изучить литературу по проблеме одаренности;

* начать работу по выявлению детей и сбору данных об одаренных и талантливых детях;

*подготовить педагогические кадры для работы с одаренными детьми;

*продолжать работу школьных научных обществ, вовлекать детей в их деятельность;

* вовлекать детей в научно-исследовательскую и поисковую работу;

*проводить ежегодно научно-практическую конференцию, олимпиады, интеллектуальный марафон;

*вовлекать детей в работу музыкальных, изобразительных, прикладных, спортивных коллективов.

^ Рефлексия занятия : Продолжи фразу: «Я буду работать с одаренными детьми, потому что …»

Педагогам раздаются памятки по работе с одаренными детьми.

^ Памятка для педагога

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимы:

Общая профессиональная подготовка - предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу ученику)

Профессионально значимые личностные качества: чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, энтузиазм, энергичность, высокий интеллект, уверенность в себе, иметь творческое нетрадиционное личное мировоззрение.

Педагог не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи, им очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность при оценке их деятельности. Необходимо их вовремя похвалить ! Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огромную роль в формировании ценностных критериев, которыми они будут руководствоваться по жизни.

в книге « Счастливые родители одаренных детей»:

1. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.

2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.

4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.

Вывод: одаренный ребенок приходит в школу, как и любой другой школьник, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом его высшие потенциальные возможности.

Конспект консультативно – просветительского мероприятия в форме родительского собрания «Ваш ребёнок – пятиклассник»

Цель: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

Контингент участников: родители учащихся 5-го класса.

Оборудование и материалы:

1. Памятки для родителей пятиклассников.

2. Аудиозапись спокойной инструментальной музыки.

12. Игрушка «Сердечко».

Выступление психолога

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника.

Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Они могут быть оформлены на своеобразных «билетиках» - цветных самоклеящихся листочках, которые можно закрепить на доске.

Некоторые вопросы - парные: ответы обоих родителей должны следовать друг за другом и затем сравниваться. Другие ответы - одиночные: ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:

№ 1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4-м классе?

№ 1. Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5-м классе?

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4-м классе?

№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребенка в 5-м классе?

№ 3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4-м классе?

№ 3. Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5-м классе?

№ 4. Кто «новенький» в классе?

№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?

№ 6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м классе?

№ 6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5-м классе?

№ 7. Какие факультативные курсы были у детей в 4-м классе?

№ 7. Какие факультативные курсы у детей в 5-м классе?

Наш опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене.

А с какими трудностями пришлось встретиться вашему ребенку в 5-м классе? Возможно, некоторые из них вы почувствовали еще в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешенными до сих пор.

Родители по очереди передают друг другу «сердечко» - символ откровенности - и говорят о трудностях своего ребенка.

В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:

Очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

Непривычное расписание уроков (новый режим);

Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

Нередко появляются новые дети в классе;

Новый классный руководитель;

Имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).

Выступление психолога

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

– возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

– новые требования к оформлению работ;

– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

Сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы
в первом полугодии учебного года

Психолог производится краткий анализ данных, отражающий количество детей, повысивших и снизивших средний балл успеваемости. Обращается внимание на то, что значительное снижение успеваемости может свидетельствовать о наличии определенных трудностей адаптационного периода.

Психолог

Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.

В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера ответа, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этот возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей.

Как видно из анализа трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают большинство пятиклассников.

Одной из причин данных страхов может являться то, что родители, нацеливая своих детей «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.

(Каждому родителю вручается индивидуальная информация по итогам диагностики ребенка.)

У многих возникает вполне естественный вопрос: а как помочь ребенку?

Прежде всего, родителям нужно уметь видеть первые признаки дезадаптированного поведения ребенка-пятиклассника. Собственно, о них мы уже говорили сегодня, и все они отражены в памятках, которые мы подготовили для вас. И, конечно же, очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.

Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определенных задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе.

И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определенным «золотым правилам воспитания». Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

Родителям вручаются памятки.

Психолог благодарит родителей за работу, желают успехов в воспитании детей и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество.

Оксана Ватолина
Сценарий образовательно-просветительского мероприятия

Сценарий образовательно-просветительского мероприятия

Тема мероприятия : «Путешествие в страну мирного атома» .

Подготовительная группа (6-7 лет, познавательная совместная деятельность, 25-30 минут, МБДОУ, 20 детей.

Оборудование, технические средства обучения : - наглядная модель атома;

Шапочки по количеству детей с буквами : Э, Н, П;

Тематические презентации;

Мультимедийные средства для презентации : экран, проектор, ноутбук.

Идея мероприятия : повышение интереса и уровня знаний дошкольников в области атомной энергетики, охраны окружающей среды.

Цели мероприятия :

Расширение познавательных горизонтов детей, ознакомление с понятием атома и его строением;

Формирование у дошкольников позитивного отношения и доверия к атомной энергетике и атомным технологиям;

Знакомство детей с электрохимическим заводом и его деятельностью;

Развитие любознательности, элементов логического мышления, детского творчества;

Привлечение внимания детей к профессии людей, работающих на электрохимическом заводе.

Этапы мероприятия .

I. Организационный момент.

Демонстрация слайд-шоу. (1-2 мин.)

Воспитатель : - Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на экран.

На экране появляются картины : атомный ледокол, атомная подводная лодка, атомная электростанция, модель атома. (Слайд-шоу) .

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти изображения ? Действительно, всё это объединено словом – атом.

Хотите узнать об атоме больше?

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в «Страну мирного атома» . Вас ждёт много нового и интересного, давайте поскорей отправимся.

II. Беседа с детьми об атоме. (2-3 мин.)

Воспитатель : - Ребята, из чего состоит весь мир, живая и неживая природа?

А может кто-то знает, что такое атом? .

Воспитатель : - Правильно, весь мир состоит из химических элементов, а химические элементы – из атомов.

Атом – наименьшая неделимая часть химического элемента, слово «атом» в переводе обозначает неделимый. Атомы очень малы, и мы их с вами просто так рассмотреть не сможем, зато можем о них послушать.

III. Чтение стихотворений детьми. (2-3 мин.)

Выходят 5 детей и читают стихотворения об атоме.

1. Мы сейчас расскажем вам,

Слушайте внимательно.

Из чего мы состоим,

Что мы пьём и что едим.

2. Из чего весь белый свет :

Солнце, речка, яблонь цвет.

Школа, ручки и тетрадки

И сорняк у нас на грядке.

3. Всё, что есть у нас вокруг,

Из молекул, юный друг.

Так для нас они малы,

Как песчинки для Луны.

4. Хоть молекула мала,

В микроскопе не видна,

Из частиц ещё помельче

Всё же состоит она.

5. У частиц тех имя есть,

Их названье – атомы.

Мы сейчас строенье их

Изучим обязательно.

Воспитатель : - Что вы узнали из стихотворений детей? (Предполагаемые ответы детей) .

Вам интересно узнать, из чего же состоят атомы?

IV. Рассказ воспитателя, демонстрация наглядной модели атома.

(3-4 мин.)

Воспитатель : - Атомы состоят из ядра и электронов.

На доске воспитатель демонстрирует модель строения атома, сопровождая показ стихотворением.

Отрицательный заряд

Есть у электрона…

Он вокруг ядра кружит

Словно спутник новый.

Воспитатель : - Ядро состоит из протонов и нейтронов, у протонов – положительный заряд, а у нейтронов – нет заряда.

Две сестры в одном ядре

Жили – поживали,

Их протоном и нейтроном

Люди называли.

Положительный заряд

У сестры – протона,

У другой сестры-нейтрона

Нету никакого.

Воспитатель : - Протоны, нейтроны и электроны находятся в постоянном движении, так вырабатывается энергия. Я предлагаю вам сейчас превратиться в частицы атома и поиграть.

Дети надевают шапочки с буквами : Э – электроны, Н – нейтроны, П – протоны.

V. Физкультурная минутка.

Игра «Собери атом» . (2-3 мин.)

Одни становятся электронами, другие – нейтронами, а третьи – протонами. На полу два круга : внутренний – ядро, внешний – движение электронов.

По команде воспитателя : «Раз, два, три – атом собери!» под музыку дети создают модель атома и показывают движение частиц.

Затем разбегаются в разные стороны, по команде воспитателя вновь собираются на свои места (нейтроны и протоны в центре, электроны по внешнему кругу) .

Воспитатель : - Молодцы, мы с вами отдохнули, получили заряд энергии и бодрости.

Дети проходят и рассаживаются на свои места.

VI. Беседа воспитателя с детьми. (1-2 мин.)

Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, для чего нужна атомная энергия? (Предполагаемые ответы детей) . Конечно, для того чтобы летали ракеты, плавали корабли, жили люди и получали такую нужную энергию.

Воспитатель : - А в нашем городе есть такое место, которое связано с атомами, с атомной энергией? (Предполагаемые ответы детей) .

Воспитатель : - Конечно, это электрохимический завод (ЭХЗ, который известен не только в нашей стране, но и во всём мире. И мы с вами должны гордиться, что живём в таком известном городе, о котором знают даже за границей, потому что у нас находится ЭХЗ.

Мы сегодня пригласили в гости папу нашего воспитанника Цоколова Степана, который работает на ЭХЗ и может рассказать много интересного.

VII. Рассказ папы об ЭХЗ и мультимедийная презентация. (4-5 мин.)

Сергей Владимирович Цоколов приготовил интересный фильм-рассказ о нашем заводе.

На экране демонстрируются слайды с изображением ЭХЗ .

Рассказ об электрохимическом заводе.

После рассказа и просмотра дети задают интересующие их вопросы.

Затем Сергей Владимирович дарит детям на память альбомы, книги, открытки о заводе.

VIII. Итоги мероприятия и оценка полученных детьми результатов.

(2-3 мин.)

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что интересного вы узнали сегодня, а что больше запомнилось? (Предполагаемые ответы детей) .

Как вы думаете, нужна атомная энергетика людям? Что интересного узнали о нашем заводе?

А вы бы хотели работать на ЭХЗ, когда вырастете? (Ответы детей) .

Ребята, что из того, что сегодня вы узнали, вам пригодится в будущем?

Что самое главное вы запомнили об атомной энергетике? (Ответы детей) .

Дорогие ребята, пока мы с вами путешествовали, к нам в группу пришло письмо, а в нём – приглашение посетить музейно-выставочный центр ЭХЗ. Экскурсия в музей позволит нам узнать много нового о нашем заводе и о мирном атоме.

Публикации по теме:

Образовательно-воспитательная работа в детском саду. Советы и рекомендации для родителей ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ…. Группа раннего возраста: развивали культурно-гигиенические навыки (учились пользоваться салфеткой и носовым платком, самостоятельно.

Конспект занятия «Сортируем мусор – бережем природу» Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Задачи:.

Образовательно-игровая программа по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Волшебное превращение» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №82» Образовательно-игровая программа по ПДД для детей среднего дошкольного возраста.

Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто» Пояснительная записка Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. В настоящее время в области экологии просматриваются.

План-конспект совместной образовательно-художественной деятельности для детей подготовительной группы «Театральная афиша» План-конспект совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Афиша» (художественный.

План образовательно-воспитательной работы с детьми подготовительной группы. Тема недели «Труд взрослых. Профессии» Понедельник «17» октября 2016г. Тема недели «Труд взрослых. Профессии» Итоговое мероприятие ___ I половина.

План воспитательно-образовательно работы. Тема недели «Домашние животные» Выполнила Михеева Татьяна Константиновна Воспитатель ГБОУ ООШ пгт Новосемейкино структурное подразделение «Детский сад №20» Красноярского.

Проект образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Витаминная сказка» Актуальность темы: Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое.

Сценарий мероприятия Сценарий ко Дню защиты людей с ограниченными возможностями «Наши сердца - Детям» 1. Гости рассаживаются 2. Начало концерта Ведущий: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое.

Сценарий образовательно-досугового мероприятия в старшей группе «Осенняя ярмарка» Сценарий образовательно-досугового мероприятия в старшей группе «Осенняя ярмарка». Воспитатели старшей группы-МБДОУ-№3 Сапожковский.

Библиотека изображений:

Воспитательное мероприятие

Тема: «Я в кругу друзей»

Цели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности; воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания.

Оборудование : плакат «В дружбе – сила»; пословицы о дружбе, ассоциативный куст (паутинка) «Дружба», правила дружбы, тест «Я в кругу друзей», клумба «Дружбы».

Эпиграф: Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Ход мероприятия

    Организационный момент

    Мотивация

    Психологический настрой (проговаривание)

У меня все хорошо. Я испытываю хорошие чувства к другим людям и получаю в ответ столько же тепла. Я умею дружить, умею дорожить дружбой.

Ребята, сегодня я предлагаю очень интересную, нужную и серьёзную тему для разговора.

    Предвидение (прогнозирование)

Посмотрите, сейчас вы сидите за партой не так, как обычно, а каждый со своим другом. Так догадались, о чем мы сегодня поговорим? (о дружбе)

    Сообщение темы.

Да. Разговор будет о дружбе и о друзьях.

Тема нашей беседы «Я в кругу друзей»

    Ожидание.

Что же вы ожидаете от сегодняшнего разговора?

Ответы детей:

Я хочу узнать, что такое дружба.

Я хочу узнать, кто такой друг.

Я хочу узнать, кто может быть настоящим другом.

Мне интересно знать, как иногда поступать с другом, если он не прав.

Мне важно знать, в чем соглашаться с другом? Бывают ли случаи, когда важно не согласиться? Как можно не согласиться, не обидев при этом своего друга.

    Коллективное обсуждение

    Чтение высказываний.

Прочитайте стихотворение и вы узнаете, сколько интересного можно делать вместе с друзьями-одноклассниками

Как хорошо, что есть друзья!

Без них на свете жить нельзя.

Ведь с другом можно рисовать

И в игры разные играть.

И есть, и пить, и танцевать,

А можно просто помолчать.

И друг сумеет все понять,

И если трудно, поддержать.

Как хорошо, что есть друзья!

Без них на свете жить нельзя.

    Инсценировка

В. Осеева «Синие листья»

Ответить на вопросы: Кто такой настоящий друг? В чем важно согласиться с другом? Бывают ли случаи, когда важно не согласиться?

4 . Игра «Я тебе, ты – мне»

    Дружба и братство - … (дороже богатства)

    Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей)

    Друг познается …(в беде)

    Старый друг лучше … (новых двух)

    Дерево сильно корнями, а человек … (друзьями)

    Дружба, как стекло, разобьешь не …(склеишь)

    Человек без друзей, что дерево …(без корней)

5.Игра «Волшебные очки»

Хорошо, когда есть хорошие и верные друзья рядом. А сейчас сыграем в игру «Волшебные очки». Сквозь них видно только хорошее. Передавая очки из рук в руки, расскажите. Что хорошее вы видите в своем друге?

(Добрые глаза, добрая улыбка, хороший друг, отзывчивый, всегда поможет, добрая душа, доброе сердце)

6.Монолог: Что такое дружба?

Учитель: Что такое Дружба, каждый знает –

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну, а все же, что обозначает это слово? Значит, что оно?

1-й ученик

Дружба – это если друг твой болен

И не может в школу приходить,

Позвонить ему по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

2-й ученик

Если друг твой что-то, к сожаленью

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо без сомнения

Правду высказать ему в глаза.

3-й ученик

Дружба – в радости и дружба – в горе,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг – не тот, кто льстит,

А тот, кто спорит.

4-й ученик

Дружба никогда границ не знает

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Для всех детей и белых, и цветных.

    Составление ассоциативного куста

Составим ассоциативный куст, паутинку сплетем, и слова к дружбе подберем.

Взаимопонимание

Преданность

Дружба Уважение

Честность

Сопереживания

Чуткость

Симпатия

Какие краски вы бы подобрали, чтобы нарисовать дружбу?

С какой погодой вы сравниваете дружбу?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

    Клумба «Дружбы»

Разобраться в этом поможет игра «Цветок Дружбы» и составление вами «Клумбы Дружбы».

У вас на партах лежат лепестки разного цвета, соответствующие чертам характера друга. Выберите 5 основных, по вашему мнению, качества, которые вы цените в своем друге. Посмотрите на опору. Каждая черта характера соответствует определенному цвету.

*Доверие (фиолетовый)

*Доброта (розовый)

*Верность (оранжевый)

*Взаимопонимание (желтый)

*Чуткость (зеленый)

*Честность (голубой)

*Уважение (красный)

А сейчас составляем свой «цветок Дружбы». Этими цветами мы украсим нашу клумбу.

Посмотрите, как расцвела наша клумба, какой красочной она стала! Какие же главные качества вы больше всего цените в друге?

Проанализируйте эту таблицу, сделайте выводы. Легко ли быть другом? (Нет, трудно, так как нужно самому быть хорошим человеком, а ведь это всегда трудно).

- «Хочешь иметь друга – будь им». Это мудрое старое правило.

Иначе, потрудись душой для рядом находящегося человека, умей воспринимать его горести, как свои собственные, подумай о том, как сделать его счастливее, не пожалей для этого ни сил, ни времени.

    Игра «Угадай мелодию»

А сейчас давайте угадаем мелодию песен о дружбе:

«С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки»

«Если с другом вышел в путь –

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями – много».

«Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг…»

- Человеку нужен друг. И не только в беде, но и в радости тоже. «Разделенное горе в половину меньше, разделенная радость вдвое больше», - гласит народная мудрость.

Как вы думаете, существуют ли законы дружбы.

    Правила дружбы.

    Один – за всех, а все - за одного.

    С хорошим другом веселей в удаче, легче в беде.

    Не оставляй друга в беде.

    Будь требовательным в дружбе.

    Не смейся над недостатками друга

    Умей прощать другу.

    Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи его.

    Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

    Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо.

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если он споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

    Обсуждение проблемных ситуаций

    Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь?

    Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе, и ты.

    Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду?

Не стой в стороне равнодушно

Когда у друга беда

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда!

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты всегда!

    Мимическая гимнастика.

Дружба начинается с улыбки. Она должна быть светлой и радостной.

Улыбка это ключик к душе каждого человека, к пониманию друг друга.

Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь сегодняшнему дню.

    «Могут ли руки подружиться»

– А сейчас приложите свою ладошку к ладошке друга.

Скрепите дружбу своим теплом, пронесите тепло дружбы через всю жизнь. Будьте хорошими друзьями, так как дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

    Рефлексия.

Легко ли быть другом?

Что же такое дружба?

Спасибо, ребята, вам за сотрудничество. Вы все старались!

Дружите между собой! Пусть ваша дружба будет крепкой!

Звучит песня «Дружба крепкая»

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты