Развитие ребенка я познаю мир. Я познаю мир! Развиваем познавательную активность ребенка. Примерный план тематических занятий «я познаю мир»

23.09.2019

Введение

1. Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я познаю мир»

1. 1. Цели программы

1. 2. Основные задачи программы

1. 3. Задачи реализуются

  1. 4. Программа включает в себя
  2. Методические рекомендации по использованию игр поисковой деятельности детей
  3. 1. Рекомендации для родителей по организации игр с песком (основные принципы игр на песке, что нужно для игр в песок.)
  4. 2. Рекомендуемые игры
  5. Общее содержание и задачи:
  6. 1 Задачи экспериментально – исследовательской деятельности для детей
  7. Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности
  8. Литература

Пояснительная записка к рабочей программе по исследовательской деятельности «Я ПОЗНАЮ МИР» .

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Именно в этом возрасте познавательная активность выражается в поисковой и исследовательской деятельности, которая направлена на «открытие» нового и которая развивает продуктивные формы мышления. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана актуальность внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ. Воспитателями делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Ребёнок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий» , которые вызывают у детей чувства удовлетворения от проделанной работы.

Цели программы:

  • Развитие у детей познавательной активности через поисковую деятельность.
  • Обогащение знаний детей об окружающем мире.
  • Усвоение ребёнком представлений о взаимосвязи природы и человека.
  • Развитие личности ребёнка.

Основные задачи программы:

  • Формирование у детей диалектического мышления.
  • Расширение перспективного развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Эти задачи реализуются:

  • Занятия по ознакомлению с окружающим через поисковую деятельность.
  • Наблюдения.
  • Эксперименты.
  • Беседы.
  • Игры.
  • Пояснительную записку.
  • Методические рекомендации по использованию игр в поисковой деятельности детей.
  • Задачи по старшим возрастным группам.
  • Перспективный план
  • Рекомендации для родителей по организации игр с песком
  • Список предлагаемой литературы.

Практика показала, что для работы по этой программе необходимо:

  • наличие уголка для детского экспериментирования, для самостоятельной и свободной деятельности и индивидуальных занятий.
  • демонстрационное лабораторное оборудование.
  • дидактический материал, игры, направленные на развитие поисковой деятельности.

Для организации игр и проведения опытов целесообразно иметь:

  • приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, компас, песочные часы, магниты.
  • разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, метал, пластмасса) разного объёма и формы.
  • природный материал: камешки, земля, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена и т. д.
  • бросовый материал: проволока, пробки и т. д.
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди и т. д.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, копировальная и т. д.
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь и акварельные краски) .
  • медицинские материалы: микроскоп, пипетки, колбы, шприцы, мерные стаканы и ложки, резиновые груши, деревянные палочки.
  • прочие материалы: зеркала, мыльные и воздушные шары, цветные и прозрачные стеклышки, сито, восковые свечи, наборы игрушек для воды и песка и д. р.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • дневник наблюдений и экспериментов, в котором ставится дата эксперимента, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем.

Рекомендации по организации игр с песком. Принцип «песочной терапии» был предложен ещё Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, психологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию и взаимодействие с ним очищает энергетику. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Основные принципы игр на песке.

  • Создать среду, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
  • Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Что нужно для игры в песок?

Практика показала, что наиболее приемлемо использовать в работе пластмассовую ёмкость размером 60см -45см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия. Песок должен быть чистым и просеянным. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Рекомендуется песок закрывать крышкой от пыли и загрязнения. Раз в месяц необходимо проводить обработку песка. Для игр с песком необходимо иметь разнообразную «коллекцию» миниатюрных фигурок (киндеры, зверюшки, песочные наборы, воронки и т. д.) , которые обрабатываются согласно санпину и хранятся в специальных отведённых доступных местах. Для разнообразия игр можно изготовить плоскостные фигурки домов, построек, животных, растений, сказочных персонажей и т.д. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни и т.д. Словом, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции» .

Теперь, у Вас есть всё, чтобы отправиться вместе с ребёнком в увлекательный мир путешествия, где увидите творческий полёт его фантазии. Окружающий мир многогранен и удивителен. Именно на песке мы можем создать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, не только воображать, представлять, фантазировать, но и реально создавать и проживать. Например:

  • используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребёнка с жизнью Древней Земли.
  • выкладывая в песке красивые ракушки, фигурки морских жителей мы отправляемся в подводный мир.
  • фигурки трансформеров, космонавтов помогут нам побывать на др. планетах.
  • фигурки животных, насекомых, транспорта, деревьев, озёра, поля, реки и т.д. помогут нам знакомиться с окружающим миром.
  • экзотические деревья и животные помогут нам узнать как живут люди и животные в разных уголках планеты.

Игрового материала должно быть в достаточном количестве.

«Чьи следы?» , «Каменная дорожка» , «Спрячь игрушку» .

«Угадай на ощупь» , «Нарисуй узор» , «Подземный город» ,

«Песочный замок» , «Секретики» , «Полёт на луну» , «Озеро в песке» , «Посади дерево» , «Подарок для друзей» , «Песочные гонки» ,

«Подводный мир» , «Путешествие в пустыню» .

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей старших групп.

  • Воспитывать у детей экологическую культуру, через познание окружающего мира. Способствовать воспитанию самостоятельности, эстетического вкуса и коммуникативных навыков.
  • Способствовать развитию творческого начала ребёнка. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, делать выводы.
  • Через эксперименты и опыты дать детям элементарное представления о явлениях природы: суточный цикл оборота Земли вокруг своей оси, процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха, образование радуги

Познакомить детей с проявлением статического электричества, с различными видами ткани, бумаги, стекла.

  • Учить понимать детей значение воздуха, воды и света в жизни человека и растений.
  • Воспитывать в детях любовь к природе, доброе отношение к окружающему миру, через исследовательскую деятельность
  • Развивать в детях мыслительные операции: выделять и ставить проблему, выдвигать гипотезы, разрешать проблемные ситуации, делать выводы на основе наблюдений, делать обобщения.
  • Познакомить детей с функционированием организма человека, с материалами и их свойствами, с преобразованием предметов. Познакомить с многообразием живых организмов и приспособлением к окружающей среде.

1. Тема: Воздух

Сколько весит воздух?

Цель: Знакомство со свойствами воздуха. Выявить с детьми, что воздух имеет вес.

2. Тема: Воздух

Подводная лодка №1 из винограда»

Цель: Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу и вытесняет воду. Воздух помогает поднимать предметы со дна и превращает их в плавучие.

3. Тема: Воздух

Подводная лодка №2 из яйца»

Цель: Определить с детьми, по какому принципу плавает подводная лодка. Знакомство со свойствами соленой и пресной воды.

4. Тема: Вода

Делаем облако»

Цель: Выявить с детьми процесс формирование облаков, при охлаждении теплого воздуха. Выявить откуда же берется дождь.

1. Тема: Воздух

«Ветер, ветер - ты могуч» (игра- соревнование)

Цель: Выявить, что воздух имеет разную силу и с помощью этой силы двигает различные предметы.

2. Тема: Бумага

«Цветы лотоса» (опыты с бумагой и водой)

Цель: Знакомство со свойствами бумаги.

3. Тема: Ткань

«Волшебная куртка» (опыты с тканью)

Цель: Знакомство со свойствами и видами тканей.

4. Тема: Воздух

«Раздувайся пузырь» Игровое экспериментальное занятие с мыльными пузырями.

Цель: Выявить с детьми, что в каждом мыльном пузыре внутри находится воздух и как он туда попадает.

1. Тема: Вода

«Чем пахнет вода и какого она цвета»

Цель: Выявить с детьми, что вода впитывает запах того предмета, который в неё положили.

2. Тема: Вода

«Хитрый карандаш»

Цель: Выявить с детьми, как вода может искажать предметы.

3. Тема: Вещества. Латэ. Рисование на молоке.

«Распустились цветы на молоке»

4. Тема: Вода

«Мне мало места»

Цель: Обнаружить с детьми, как вода при охлаждении расширяется, меняет форму.

5. Тема: Вещества

«Письмо Деду Морозу»

Цель: Выявить, как с помощью молока можно создать секретное письмо и как при нагревании письмо проявляется.

1. Тема: Воздух

«Бывает ли воздуху холодно?

Цель: обнаружить, что воздух при охлаждении сужается и занимает меньший объем.

2. Тема: Воздух

«Танцующая монетка»

Цель: Обнаружить с детьми, что воздух при нагревании расширяется и может управлять легкими по весу предметами.

3. Тема: Центр тяжести

«Почему не падают падающие башни»

Цель: Познакомить детей с понятием центр тяжести

4. Тема: Центр тяжести

Я - фокусник»

Цель: Выяснить с детьми, для чего нужен центр тяжести и как он действует.

1. Тема: Магнитные силы. «Мы - волшебники»

Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. Выявить свойства магнита: прохождение магнетических сил через различные материалы и вещества.

2. Тема: Магнитные силы.

«Живая скрепка»

Цель: Определить способность металлических предметов намагничиваться.

3. Тема: Магнитные силы.

«Парусная Регата» /игра- развлечение/

Цель: Выявить свойства магнита: притягивание магнетических предметов, умение управлять ими, действовать через преграду.

4. Тема: Магнитные силы.

«Горнолыжник» /игра-развлечение/

Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.

1. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование

«Подарок для мамы»

Цель: Выявить, как можно рисовать на ткани с помощью лепестков цветов.

2. Тема: Вещества. Нетрадиционное рисование на молоке. Латэ.

«Распустились цветы»

Цель: Выявить с детьми, как происходит взаимодействие двух веществ и как можно ими управлять.

3. Тема: Галактика

«Где ночует солнышко?

Цель: Выяснить с детьми, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа, и это время называется сутками. Выявить, как день и ночь сменяют друг друга.

4. Тема: Вещества.

«Куда делся сахар, когда я размешал его ложечкой…»

Цель: Выявить с детьми реакцию различных веществ, которые часто встречаются в быту.

5. Тема: Тень

«Почему тень перемещается или «Солнечные часы» »

Цель: Выявить с детьми, что такое тень и как она зависит от источника света. Что размер тени зависит от расстояния между источником света и объектом.

1. Тема: Тень. «Рисуем теневой портрет»

Цель: Выявить с детьми, что тени повторяют контур разных предметов и тела человека в том числе

2. Тема: Вещества

«На что похож мой остров?» /Игра-развлечение/

Цель: Познакомить детей со свойствами воска. Выяснить, как воск взаимодействует с водой. Развивать воображение.

3. Тема: Вещества

«Выращиваем кристалл»

Цель: Провести с детьми исследования по выращиванию кристалла из поваренной соли. Выявить, как соль кристаллизуется, в домашних условиях

4. Тема: Свет.

«Солнечный зайчик»

Цель: Выявить с детьми, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

5. «Играем в сыщиков»

Цель: Выявить, что у каждого человека на пальчиках есть свой рисунок – «отпечаток» и он не повторяется и по этому отпечатку можно разыскать человека.

1. Тема: Статическое электричество

«Умный шарик»

Цель: Выявить с детьми, причину образования статического электричества. Выявить, какие вещества электризуются.

2. Тема: Статическое электричество

«Танцующая фольга»

Цель: Выявить, как с помощью статического электричества, можно управлять предметами.

3. Тема: Статическое электричество»

«Гибкая вода»

Цель: Выявить с детьми, как статическое электричество может менять траекторию струи воды.

4. Тема: Звук.

«Спичечный телефон»

Цель: Знакомство детей с понятием «звуковые волны»

5. Тема. Вода.

«Комната смеха» /развлечение/

Цель: Выявить, как с помощью воды и зеркала можно создавать смешные образы и искажать предметы.

Я сегодня видел сам: Слон летал по небесам! В синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил! И опять случилось чудо - Превратился он в верблюда. В. Лифшиц

Малыш родился! Маленький, хрупкий и беззащитный, он впервые открывает глазки на встречу большому и неизведанному миру. Этот мир, полный неожиданных чудес и необычайно удивительный, захватывает своей загадочностью и неизвестностью. С первых минут жизни кроха пытается познать его, учится действовать и ориентироваться в мире и жить с ним в единстве и гармонии.

Изо дня в день малыш расширяет и углубляет свои знания об окружающем мире. И, конечно же, его знания и представления существенно отличаются от представлений взрослых. Ребенок мыслит и чувствует по-своему, постепенно формируя свое собственное представление. Задача родителей - поддерживать его мысли, чувства и действия, ненавязчиво помогая и направляя в нужную сторону.

Совершенствуя слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения, двигательные навыки, малыш все более активно включается в познавательный процесс. Его наблюдательность и любознательность начинает выражаться в виде вопросов. Это очень важный этап! Он означает, что малыш открыт новым знаниям. Не злитесь, если вопросов слишком много. С удовольствием подбирайте ответы, даже если вопросы ставят вас в тупик, всячески поощряйте и хвалите маленького любознайку. В противном случае, малыш устанет биться в закрытую дверь и потеряет столь важный интерес к познанию, вернуть который будет очень и очень трудно.

Часто, пытаясь научить чему-то ребенка, мы, родители, сами не замечая того, отбиваем у него весь интерес к познанию. "Не трогай собаку!", "Не лезь в грязь!", "Не тащи в рот!" - очень популярные фразы родителей. Конечно, проще всего посадить ребенка за стол с обучающей книгой или включить ему познавательную телепередачу и спокойно заниматься своими делами. Но это не выход. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, воспринимает только ту информацию, которая ему интересна и соответствует его возрасту. Поэтому сформировать правильное представление об окружающем мире он сможет не только с помощью словесной информации, а, прежде всего, с помощью способов, побуждающих его познавательную активность, помогающих делать собственные открытия, узнавать новое путем решения задач.

И, самое главное, родители должны вооружить ребенка такими способами познания окружающего мира, чтобы он научился самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Если перевести понятие "окружающий мир" на язык терминов, то получится "окружающий мир - это социальный мир людей, мир природы и мир предметов, созданных человеком".

Всех люблю на свете я...

Познание социального мира людей, нравственное отношение и доверие к людям формируется у ребенка с младенчества. Самые главные учителя и помощники в жизни - любимые родители. Ребенок воспринимает и познает окружающий мир людей через призму своей семьи. Доверие и любовь к людям формируется через доверие и любовь к своим родителям. Родители закладывают основные ценности, учат общаться и действовать в обществе.

Конечно же, в вопросе взаимодействия малыша с окружающим миром не обойтись без этикета. Владение этикетом - это умение правильно подбирать слова в определенных ситуациях, это основа вежливости и добрых отношений между людьми. Основы этикета заложены в художественной литературе: добрых сказках , веселых детских стихах , пословицах и поговорках.

Пожалуйста Отменить, что ли, слово "Пожалуйста"? Повторяем его поминутно. Нет, Пожалуй, что Без "Пожалуйста" Нам становится Неуютно. А. Кондратьев

Замечательные сборники стихов А. Усачева , Г. Остера, В. Степанова, В. Маяковского в стихотворной форме учат детей этикету, хорошему поведению, рассказывают о том, что хорошо, а что плохо. Их герои - обычные мальчики и девочки, оказавшиеся в различных жизненных ситуациях.

Я узнал, что у меня, есть огромная семья - и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок...

Маленькие дети воспринимают мир природы и мир предметов совершенно иначе, чем взрослые. Они объясняют многие явления и предметы по-своему. Если вы хотите узнать, что думает ваш ребенок об окружающем мире, задавайте ему вопросы о том, как устроен мир и прислушивайтесь к его ответам.

"Как ты думаешь, почему солнышко светит?" "По-твоему, как рыбки дышат в воде?" "Откуда взялись звездочки на небе?" и т.д.

Его ответы и предположения, скорее всего, будут кардинально отличаться от ваших представлений. Но это совсем не повод для расстройства. Представляя, фантазируя, воображая, ребенок формирует свое видение окружающего мира, постепенно совершенствуя и приближая его к реальному. Если же ребенок сам задает вам вопросы, то не отвечайте сразу, спросите сначала его мнение.

Дети совершенно искренне могут считать, что многие предметы и явления живые, наделяют их человеческими свойствами, могут обижаться на них, разговаривать с ними, сочувствовать и сопереживать, радоваться за них. Дети поэтому так любят сказки, ведь в них часто рассказывается о говорящих предметах и животных, о деревьях, которые могут ходить и петь.

Задавайте ребенку вопросы, всячески стимулируйте его познавательную активность, предлагайте ему различные способы познания окружающего мира и вы увидите, как с возрастом будет меняться его мировоззрение.

Способы познания мира природы и предметов

Первое, о чем хотелось бы сказать - это искусство .

Это важная и неотъемлемая составляющая, непосредственно участвующая в формировании у ребенка правильного представления об окружающем мире. С помощью искусства ребенок учится смотреть на мир добрыми глазами, учится видеть его красоту, беречь ее и созидать новую. Искусство - нравственная составляющая, помогающая маленькой личности развиваться в гармонии с миром.

Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества - рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Познавательные опыты и научные эксперименты

Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, воспринимает только ту информацию, которая ему интересна, которая увлекает его, удивляет и требует непосредственного участия. Приведем несколько примеров опытов и экспериментов, которые можно воплотить дома без особых усилий и затрат, но которые обязательно понравятся юному исследователю.

  1. Невидимые чернила. На чистом листе белой бумаге нужно сделать рисунок или надпись с помощью молока, лимонного сока или столового уксуса. Затем нагреть лист бумаги, желательно без использования открытого огня (настольная лампа) и можно будет увидеть, как невидимый рисунок или текст превращается в видимый. Импровизированные чернила вскипят и секретное письмо можно будет прочитать.
  2. Как достать монету из воды, не замочив рук? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
  3. Вареное или сырое? Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно. Он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.
  4. Цветная вода. Покажите ребенку как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием "пурген"). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.
  5. Извержение вулкана. Производит впечатление на маленьких детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями. Для большего эффекта можно вылепить из пластилина "вулкан" (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из "вулкана" - такое зрелище малыш запомнит надолго.

    С помощью готового набора для изготовления вулкана ребенок может с легкостью проделать этот опыт и без участия взрослого. Такие наборы, как правило, включают в себя уже готовую "гору" со специальными бортиками, которые препятствуют вытеканию "лавы", и все необходимые компоненты для изготовления "лавы".

  6. Выращивание кристаллов. Это совсем несложный эксперимент, но занимает несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.

    С помощью готовых наборов по выращиванию кристаллов можно вырастить дерево или целый фантастический сад. Такие наборы, как правило, включают в себя уже готовую затравку с основой, пищевую соль, мерные стаканчики и специальные палочки для размешивания. Такие наборы упакованы в подарочную коробочку и станут прекрасным подарком.

  7. Мыловарение. Нагревая на водяной бане, растопите 70 г говяжьего жира и 30 г свиного сала. Затем, энергично мешая, добавьте нагретый раствор гидроксида натрия (25 г сухого гидроксида на 30 г воды). Полученную смесь, помешивая, нагревайте на водяной бане 30 мин. По мере выкипания добавляйте горячую воду. Затем добавьте 100 мл 20%-ного раствора поваренной соли и снова нагрейте до полного отделения мыла. Собранное мыло при необходимости заверните в тряпку и отожмите (лучше делать это в перчатках, чтобы не обжечься крепким раствором щелочи). Затем промойте мыло в небольшом количестве холодной воды и добавьте немного растворенного в спирте душистого вещества (это может быть тминное, анисовое, фенхельное масло или любое другое). Его надо совсем чуть-чуть, потому что запах очень сильный. После этого заверните мыло в прочную тряпку и тщательно разомните. И, наконец, слегка подогрев полученную массу, прессованием придайте ей вид обычного куска мыла.

    Готовые наборы для изготовления мыла включают в себя уже готовую мыльную основу, специальные безвредные красители, формочки для охлаждения мыла. Такой набор станет хорошим подарком к празднику для маленького исследователя.

  8. Естественная лупа

    Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

    Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

    Но можно подарить ребенку настоящий микроскоп , как у настоящего биолога. Такую модель отличает высокое качество изображения - объективы, окуляры и все оптические элементы имеют очень высокую прозрачность и несколько просветляющих слоев. Детские микроскопы удобны в использовании - механизмы фокусировки и столик для препаратов имеют плавный ход, без рывков и люфта. Такие микроскопы, как правило, продаются в комплекте с биологическим материалом для изучения.

    Если ваш кроха - любитель звездного неба, отличным подарком станет настоящий телескоп , например от компании Bresser, Eastcolight, Levenhuk или ООО Научные развлечения. Такие телескопы имеют точные оптические стеклянные линзы, что обеспечит четкость и ясность изображения. У них прочный металлический корпус, что удобно для использования ребенком.

Побуждая ребенка к познавательной деятельности, родители выполняют трудную, но очень важную задачу по подготовке малыша к жизни в гармонии с окружающим миром. Заинтересовывайте своего ребенка, удивляйте, побуждайте и результат не заставит себя ждать.

ПРОГРАММА

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Я познаю мир»

Составитель:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. .........................................................................................3

1.1 Пояснительная записка.....................................................................................3

1.2. Планируемые результаты освоения программы «Я познаю мир ».............7

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. ....................................................................9

2.1.Реализация содержания программы «Я познаю мир» ..................................9

2.2.Перспективное планирование по образовательной области

«Познавательное развитие»..................................................................................11

2.3 Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности ........................................................13

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.........................37

2.5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников............................38

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................39

3.1.Материально-техническое обеспечение........................................................39

3.2.Методическое обеспечение............................................................................43

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

"Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне сделать - и я пойму."

(Конфуций)

Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне- и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним».

Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна

В применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;

В поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

В создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Цель программы

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи программы

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов и возрастных задач:

- Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

- Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.

- Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

- Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.

- Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.

- Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.

- Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей разновозрастной группы раннего возраста:

Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.

Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

Возрастные задачи:

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей разновозрастной группы младшего возраста:

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей

разновозрастной группы старшего возраста:

Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Возраст обучающихся : с 1,6 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

1.2. Планируемые результаты освоения программы «Я познаю мир»

В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Реализация содержания программы «Я познаю мир»

Содержание данной программы реализуется в следующих блоках педагогического процесса:

Совместная деятельность взрослого и детей: опыты,беседы, наблюдения

Свободная самостоятельная деятельность детей. (работа в лаборатории)

Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах)

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

Поисково – исследовательские наблюдения: случайные и плановые наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответы на детские вопросы;

Проведение экспериментирования, опытов (практических) ;

Беседы (конструктивные) ;

Создание технической базы для детского экспериментирования (мини-лаборатория) ;

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

Сравнение;

Метод моделирования и конструирования;

Метод вопросов;

Метод повторения;

Решение логических задач.

Методические приемы обучения:

Информационно-познавательный (просмотр презентаций и детских передач с применением ИКТ, беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные);

Игровой (создание игровых ситуаций, дидактические игры,);

Наглядные (иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы);

Практический (выполнение непосредственно самого опыта детьми) .

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

2.2. Перспективное планирование по образовательной области

«Познавательное развитие»

Название темы

Возрастные группы

Итого

Разновозрастная группа раннего до школьного возраста

Разновозрастная группа младшего до школьного возраста

Разновозрастная группа

старшего до школьного возраста

«Семена и плоды»

12

«Природные явления»

4

«Вода и её свойства»

12

"Пар и его свойства"

4

«Бумага и картон»

12

"Мыло и его свойства"

4

«Снег и лед»

12

"Измерительные

приборы"

4

«Ткани»

8

"Магнит"

4

"Свет и тень"

12

"Отражение"

4

"Живое не живое"

12

"Наша земля"

4

"Воздух"

12

"Солнечная система"

4

"Камни"

12

Стекло"

4

"Песок"

12

"Глина"

12

"Почва"

12

"Дерево"

8

"Металл"

8

"Резина"

4

"Пластмасс"

8

Всего за год

48

56

100

204

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.

Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.

Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».

Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.

Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.

Принять участие в конкурсе «Я исследователь».

Оформить фотовыставки « Эксперименты дома».

Оформить презентации «Мы экспериментируем».

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:

Участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;

Участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;

Проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней лаборатории»;

Оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»;

Презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;

Проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров-практикумов «Встречи в семейной лаборатории»;

Участие родителей в совместных детско-взрослых проектах по опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности;

Участие родителей в разработке, изготовлении и реализации лэпбука – проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо:

Наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;

Демонстрационное лабораторное оборудование;

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

Серии картин с изображением природных сообществ.

Книги познавательного характера, атласы.

Тематические альбомы.

Коллекции.

Мини-музей (тематика различна, например,

«Часы бывают разные», «Изделия из камня»).

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др..

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д..

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д..

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д..

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки.

Половинки мыльниц, формы для льда.

Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».

Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.

Карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д‚ расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование:

Приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейки).

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д).

Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д).

Технические материалы (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д).

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварель и т.д.

Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д).

Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д).

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.

Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

3.2. Методическое обеспечение

1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 127 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2016. – 64 с.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 56 с.

6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2015.

7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 320 с.

9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 240 с.

10. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2015 – 144 с.

11. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 160 с.

Программа интеллектуально-развивающих занятий

«Я ПОЗНАЮ МИР»

(для старших дошкольников).

В современном образовании логическому мышлению отводится особое место. Многие педагоги и практические психологи работают в направлении освоения детьми правил логики и приемов логического мышления. Эти правила и приемы понадобятся и в школе, и в жизни.

Воснове мышления лежат мыслительные операции, на основе которых, целостная картина мира складываются как мозаика. И именно в дошкольном детстве очень важно научить ребенка обобщать, сравнивать предметы, анализировать и синтезировать признаки, различные части или стороны объекта.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психологические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он проявит.

Именно для этого была разработана программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я познаю мир».

Основная цель:

Развитие личности ребенка, содействие в его разностороннем совершенствовании.

Основные задачи:

· Развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание.

· Учить работать по вербальному и зрительному образцам.

· Развивать наглядно-образное и творческое мышление.

· Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

· Учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и часть, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи.

· Развивать произвольную сферу, учить согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.

· Осуществлять организацию взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

При проведении занятий необходимо осуществлять оптимальное сочетание интеллектуальной нагрузки с периодами активного отдыха детей и упражнениями на снятие психо-эмоционального напряжения.

На занятиях используются задачи различной сложности с применением разнообразных приемов:

Задачи на сериацию. Название логической операции сериация происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и т.д.), шкал различных приборов.

Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур. Эта группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположенных так же в определенной последовательности фигурах.

Задачи на объемно-пространственное мышление. Данный раздел включает в себя ряд разнообразных задач. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение видов сверху, слева и справа объемных тел, а так же мысленное составление разрезанных кубиков.

Задачи для развития памяти представлены группой заданий, ориентированных в основном на зрительную память с опорой на запоминание логических последовательностей.

Задачи на классификацию в ряду приемов логического мышления занимают одно из центральных мест. Здесь представлены традиционные задания, такие как «четвертый лишний», а так же относительно редко встречающиеся задачи на исправление ошибок классифицирования.

Задачи на внимание. Важность развития внимания и внимательности трудно переоценить. Этим обусловлено включение задач этого плана в наши занятия. Это задачи типа: «Найди различия в похожих изображениях», «Найди два одинаковых квадрата», «Расшифруй изображение» и др.

Задачи на развитие мелкой моторики. Система «мозг-глаз-рука» едина. Развитие мелкой моторики не просто важно для будущего обучения в школе, это необходимо для развития детского интеллекта в целом. Здесь используются задания типа «Нарисуй вторую половину рисунка», «Нарисуй фигуру по точкам» и др.

Программа состоит из 32 занятий продолжительностью 30-35 минут с периодичностью 1 раз в неделю.

Целесообразно проводить занятия с группой 6-8 детей. В группу набираются дети в возрасте 5-7 лет.

При организации занятий необходимо учитывать:

· возрастные физиологические возможности детей;

· постепенность подачи материала (от простого к сложному);

· чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;

· наличие динамических пауз между частями занятий.

Программа составлена с опорой на следующие методические пособия:

  • О. Севастьянова. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  • А.З. Зак. Будем смышлеными. Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. – М.: АРКТИ, 2003.
  • О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Задания по развитию познавательных способностей.


Примерный план тематических занятий «Я ПОЗНАЮ МИР»

№ п/п

Примерная тема занятия

Задачи

Программное содержание

Количество часов

Давайте знакомиться!

Развитие познавательного интереса.

Познакомить детей с программой, вызвать интерес к занятиям.

Послушный карандаш.

Развивать систему «глаз-рука», ориентировка на листе бумаги.

Рисование фигур по точкам, второй половины рисунка.

Нарисуй, не ошибись.

Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировка на листе бумаги.

Копирование образцов, расположение на листе бумаги геометрических фигур по словесной инструкции.

Самый внимательный.

Развитие зрительного внимания, воображения.

Расшифровка зашумленных изображений, поиск различия в похожих картинках.

Думай, делай, объясняй и ответ скорей давай.

Учить классифицировать, устанавливать закономерности.

Исключение четвертого лишнего, установление закономерности в расположенных в определенной последовательности фигурах, составление заданий на установление закономерности.

Что к чему – не пойму.

Учить сравнивать по основному признаку, развитие операций обобщения и классификации.

Объединение предметов в группы по разным основаниям, сравнение предметов.

Что за чем?

Развитие логического мышления.

Восстановление последовательности серии сюжетных картинок, установление причинно-следственных связей.

Выбери нужное.

Учить устанавливать аналогии.

Развитие умения устанавливать вербальные и невербальные аналогии, объясняя свой выбор.

Запоминай-ка.

Развитие логической памяти.

Запоминание изображений, логических последовательностей.

Город фигур.

Развитие воображения.

Закрепление знания геометрических фигур, их сравнение, создание сюжетной картинки из геометрических фигур.

Что получится?

Развитие объемно-пространственного мышления.

Мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, мысленное составление разрезных фигур.

АБВГД-йка

Обучение грамоте.

Составление слов из бук, обучение умению разгадывать ребусы, разгадывание кроссвордов.

Я – учитель.

Развитие внимания, формирование умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Самостоятельное оставление заданий на внимание, память, исключение лишнего и предъявление их участникам клуба.

Пора прощаться.

Поддержание познавательного интереса.

Подведение итогов, игровая программа.

Итого:

Елена Масолова
Проект «Я познаю мир»

Название : " Я ПОЗНАЮ МИР "

Тема проекта : «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста, посредством использования дидактических игр»

Актуальность темы :

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно : является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности , обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру . Дидактические игры выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория

ОО «Познавательное развитие » - ФГОС ДО

Тип проекта :

групповой

долгосрочный (сентябрь - декабрь,

Участники проекта :

воспитатель Масолова Е. В.

дети и родители группы № 2 «Солнышко»

1. Цель и задачи работы по проекту

Цель проекта : формирование сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи проекта :

Провести анализ научно – методической и педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания дошкольников.

Выявить уровень сформированности сенсорного развития дошкольников

Изготовить дидактические игры по сенсорному развитию.

Обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :

игровая (дидактические игры, игры настольные, метод создания проблемных ситуаций)

Главные принципы, на которые мы опираемся в работе :

принцип научности определяет содержание сенсорного развития;

принцип систематичности и последовательности, все должно быть взаимосвязано и целесообразно;

принцип активности ребенка в процессе обучения;

принцип наглядности основной в педагогической деятельности;

принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента сенсорного воспитания содержанием из разных областей;

принцип доступности подразумевает подбор игр, материала соответствующим возрасту детей.

2. Основные формы реализации поставленных задач

Тема Задачи Сроки

Д. и. «Соберем петушку» (пирамидка) . Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. сентябрь

Д. и. «Веселые матрешки» Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д. и. Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.

Д. и. «Огурчики и помидорчики» . Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие корзины. октябрь

Д. и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Соберем

пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. Ноябрь

Д. и. «Грибы на поляне» . Учить детей различать количество предметов, обозначать словами : один, мало, много.

Д. и. «Поручения» .

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер) . Развивать слуховое восприятие.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Д. и. «Башенки для гномиков» . Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий , низкий.

3. Список литературы :

М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» .

Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» . Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

Планирование работы в детском саду с детьми 3 – 4 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга» . Москва. «Просвещение 2010 г.

4. План работы и предполагаемый результат

План работы по проекту :

I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Срок реализации – сентябрь

Задачи :

повышение уровня профессиональной компетентности;

определение объема материала, который будет адресован детям.

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Предполагаемый результат :

1. Изучение специализированной литературы;

2. Изучены индивидуальных особенностей и потребностей детей;

3. Подобран диагностический материал и выявлен уровнь сформированности сенсорного восприятия детей дошкольного возраста;

4. По результатам диагностики подобрана система игр и упражнений;

5. Разработан перспективный план по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина) .

II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (технологическая фаза, стадия реализации) .

Срок реализации – октябрь - ноябрь

Задачи :

1. Изготовление игр на развитие сенсорных навыков;

2. Оформление стендов для родителей по теме проекта ;

3. Консультации для педагогов.

Предполагаемый результат :

1. Приобретены и созданы с помощью родителей дидактические игры на развитие сенсорно-моторных навыков;

2. Проведена работа с родителями на тему : «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, оформление уголка для родителей.

3. Сформированы у детей основы познавательного , бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

4. Дети познакомятся с дидактическим материалом и играми;

5. Проведены дидактические игры и игр-занятия.

Работа с родителями :

Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивная фаза)

Срок реализации – декабрь

Задачи :

Проведение мониторинга;

Проведение совместной деятельности с детьми;

Самооценка, выводы

Предполагаемый результат : В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырастет уровень знаний по сенсорному развитию.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты