Незрелость жкт 7 месяцев ребенку когда пройдет. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей грудного возраста: роль диетотерапии. Причины колик у младенцев

29.09.2019

Самые распространенные нарушения со стороны пищеварительного тракта в детском возрасте, к счастью, функциональные, т.е. не связанные с изменением структуры органа. Обычно функциональные нарушения связывают с изменением двигательной функции, незрелостью ферментативной, всасывающей функций пищеварительной системы. Наиболее распространенными функциональными нарушениями ЖКТ у детей первого года жизни являются: кишечные колики, синдром срыгиваний (регургитации), функциональные запоры.

Младенческие колики - что это такое?

Неконтролируемый и непрерывный плач ребенка в течение нескольких часов может быть вызван коликами, особенно, если ребенок хорошо ест и обычно ведет себя спокойно. Колики у младенцев не представляют опасности для здоровья, но, естественно, беспокоят родителей. Колики наблюдаются почти у всех младенцев. Младенческие колики могут начаться у малыша в возрасте двух недель и продолжаться до трех месяцев.

Причины колик у младенцев:

Точные причины колик у младенцев науке неизвестны. Раньше принято было связывать их с расстройством пищеварения у ребенка. Метеоризм ухудшает колики, но нельзя с уверенностью утверждать, что это единственная причина. Возможной причиной колик у младенцев нередко называют неразвитую нервную систему.

Симптомы колик:

  • Неконтролируемый крик ребенка в послеобеденное и вечернее время
  • Ребенок не может успокоиться, постоянно ворочается
  • Младенцы поднимают головку и подтягивают ноги к животу
  • Лицо ребенка внезапно краснеет
  • Ножки младенца становятся холодными
  • Ребенок плотно сжимает кулаки
  • Ребенок не хочет спать или часто просыпается
  • Некоторые дети отказываются есть, когда у них колики

Массаж живота, теплая пеленка, выкладывание маме на живот могут облегчить состояние. При неэффективности рекомендуется прием Бэби Калма или Эспумизана (Саб Симплекса).

Под синдромом срыгиваний понимают заброс содержимого желудка в ротовую полость. Чаще всего срыгивания наблюдаются в первые 4-5 мес жизни. Им способствуют: быстрое сосание, заглатывание воздуха, перекорм, нарушение режима кормления, неадекватный подбор смесей и др.; пилороспазм; перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС).

Правильное прикладывание к груди или кормление из рожка уменьшает срыгивания. Важно также выкладывать ребенка на живот перед кормлением и вертикальное положение в течение 20 мин после него. Часто срыгивающим деткам необходимо создавать возвышенное положение в кровати на боку. Можно приподнять ножки кровати на 10-15 см с одной стороны.

Обычно к 3 месяцам количество эпизодов срыгиваний значительно уменьшается. Если упорные срыгивания сохраняются, это значит, что ребенок нуждается в дополнительном обследовании и назначении диетотерапии. При искусственном вскармливании также необходимо обратить внимание на режим кормления ребенка, адекватность подбора молочных смесей, их объем, который должен соответствовать возрасту и массе тела ребенка. Ребенок должен получать адаптированную молочную смесь. Предпочтение отдается специальным антирефлюксным молочным смесям, так как они в желудке образует более плотный сгусток, что замедляет опорожнение. При неэффективности диетотерапии ее необходимо сочетать с медикаментозным лечением. Обращаясь к врачу, обратите внимание на связь срыгивания с едой (возникают сразу после кормления или отсроченные).

Под запорами понимают нарушения дефекации, которые проявляются увеличением интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физиологической нормой и/или с систематическим неполным опорожнением кишечника. Проявляется это удлинением интервалов между актами дефекации (более чем на 32–36 ч); длительным периодом натуживания — не менее 25% от общего времени дефекации, плотной консистенцией кала (необязательный признак). Возникновение запоров обусловлено дискинезией толстой кишки (слабые или сильные сокращения), нарушением акта дефекации - (спазм сфинктеров прямой кишки, ослабление гладкой мускулатуры и др.) или сочетанием этих факторов.

К факторам риска развития запоров у детей первого года жизни следует отнести раннее искусственное вскармливание, перинатальное поражение ЦНС, недоношенность, незрелость новорожденного, пищевую непереносимость, дисбиоз кишечника, отягощенную наследственность по желудочно-кишечным заболеваниям. Лечение функциональных запоров у детей первого года жизни включает в себя диетотерапию и при необходимости медикаментозное лечение. Назначение диетотерапии зависит от вида вскармливания.

У детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо нормализовать режим питания для исключения перекорма. Учитывая тот факт, что состав грудного молока в определенной мере зависит от рациона питания матери, необходимо провести коррекцию пищевого рациона женщины. Из рациона матери следует максимально исключить продукты с высоким количеством животных жиров, заменив их растительными маслами. Отмечается прямая связь возникновения запоров у детей с аналогичными проблемами у матери в послеродовом периоде, поэтому в рацион питания кормящей женщины необходимо включать продукты, стимулирующие моторику кишечника, - кисломолочные продукты, продукты с высоким содержанием пищевых веществ (овощи, фрукты, сухофрукты, крупы, хлеб грубого помола и др.), необходимо соблюдать оптимальный питьевой режим.

Поскольку запоры у детей первых месяцев жизни часто являются проявлением пищевой аллергии, из рациона питания матери следует вывести продукты с высоким аллергическим потенциалом, и особенно коровье молоко, рыбу, орехи, потребление которых служит наиболее распространенной причиной пищевой аллергии у детей первого года жизни. Введение продуктов прикорма в рацион питания страдающих запорами детей, находящихся на естественном вскармливании, должно осуществляться, в соответствии с рекомендуемой схемой вскармливания, не ранее 4–5 месяцев жизни.

Прикорм у детей с функциональными запорами следует начинать с введения продуктов с высоким содержанием пищевых волокон: фруктовые соки с мякотью (яблочный, сливовый, черносливовый, абрикосовый и др.), фруктовые пюре из тех же плодов, затем овощное пюре (пюре из кабачка, цветной капусты и др.), зерновой прикорм - гречневая, кукурузная каши. При отсутствии эффекта от проводимой диетологической коррекции ее необходимо сочетать с медикаментозной терапией - препаратами лактулозы (дюфалак, нормазе, лактусан и др.)

Для детей с запорами на искусственном вскармливании можно рекомендовать смеси, в состав которых входят олигосахариды, которые обладают выраженным пребиотическим эффектом, а также несколько стимулируют моторику кишечника («Сэмпер Бифидус»), Эта смесь может быть рекомендована для суточного кормления в полном объеме или в количестве 1/3–1/2 от необходимого объема в каждое кормление, в сочетании с обычной адаптированной молочной смесью. Смесь назначается до достижения стойкого лечебного эффекта. После этого вопрос о целесообразности продолжения вскармливания смесью с лактулозой должен решаться врачем индивидуально - в зависимости от состояния ребенка. Могут также использоваться и другие смеси, такие как «Фрисовом » (Фризленд Фудс, Нидерланды), «Нутрилон Комфорт» (Нутриция, Нидерланды).

Часто сопровождает эти состояния дисбактериоз кишечника, т.е нарушение количества и соотношения флоры. Он никогда не является самостоятельным диагнозом и чаще носит временный характер. При этом стул может быть учащенным или же наоборот редким. Отклонения от нормы частоты и внешнего вида стула не всегда означает, что ребенок обязательно чем-то болен. Однако, стул ребенка может быть полезным признаком достаточности питания или симптомом аллергии. В таких случаях изменение способа кормления или устранения аллергена – все что требуется для решения проблемы.

Часто родители настаивают на регулярном обследовании ребенка на дисбактериоз, не понимая, что созревание кишечной флоры требует времени и может состоятся и без нашего вмешательства. Постоянный прием биопрепаратов также необоснован. Таким же временным и вторичным состоянием является лактазная недостаточность- снижение количества фермента, переваривающего молочный сахар. Это состояние проявляется разжиженным и пенистым стулом, вздутием живота при приеме молока. При устранении основной причины расстройства (кишечная инфекция, пищевая аллергия…) уходит и она. Первичная лактазная недостаточность генетически обусловлена и встречается, к счастью, редко.

Таким образом, функциональные расстройства со стороны пищеварительной системы не нуждаются в усиленном лечении, а чаще требуют нормализации режима и характера вкармливания и, особенно, нашего терпения.

Работа органов пищеварения в раннем возрасте имеет свои специфические особенности и поэтому не каждый специалист, занимающийся лечением взрослых пациентов,может точно диагностировать и выбрать наилучший способ лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта у ребенка. Выявлением и лечением заболеваний органов пищеварения у ребенка занимается детский гастроэнтеролог . Высококвалифицированный специалист-гастроэнтеролог может вовремя распознать и назначить курс лечения таких заболеваний желудочно-кишечного тракта у ребенка,как гастрит,сигмоидит, эзофагит, гепатит, язвенные болезни (язвы двенадцатиперстной кишки, желудка), дуоденит, колит и другие.

Малейшее беспокойство по поводу жжения и болей в желудочно-кишечном тракте у ребенка должно насторожить Вас - эффективное лечение без возможных осложнений заболеваний органов пищеварения зависит от вовремя выявленного недуга на ранней стадии развития.

Детский гастроэнтеролог обязательно должен осмотреть Вашего ребенка, если появились следующие симптомы:
1. Рвота,тошнота, отрыжка,изжога
2. Нарушение процесса дефекации
3. Хронические боли в области живота
4. Ухудшение аппетита
5. Кровотечения из органов пищеварения
6. Неприятный запах изо рта
7. Нарушение стула (диарея,запор,неустойчивый стул)
8. Снижение веса

Детский гастроэнтеролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы и сделает сбор анамнеза о развитии ребенка, выяснит особенности возможного предыдущего лечения заболеваний и особенности режима питания. Затем гастроэнтеролог назначит дополнительные обследования и диагностику: анализы кала на копрологию,дисбактериоз ,углеводы,
общий анализ крови,
ультразвуковое исследование (УЗИ) органов пищеварительной системы,
при необходимости направит ребенка на осмотр другими специалистами для более точной постановки диагноза.

Ниже представлена информация об основных заболеваниях органов пищеварительной системы у детей, которые выявляет детский гастроэнтеролог и затем назначает курс лечения:

Как распознать симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта у младенца?
Боли в животике у малыша грудного возраста проявляются сучением ножками, частым беспокойством, подгибанием ножек к животу, сильным плачем. Животик у малыша может быть плотным,заметно вздутым, и издавать специфические звуки: переливание и урчание. Малыш при этом тужится,сильно краснеет,кряхтит.
Боли в животике у младенца могут появляться из-за скопления газов, сильных колик (самопроизвольных спазмов кишечника),что приводит к нарушению сна и снижению аппетита.

Опытный детский гастроэнтеролог определит причины появления симптомов заболеваний органов пищеварения у младенца. Причины могут быть самые разные:
1. Общая незрелость пищеварительной системы у грудного ребенка,характерная для любого младенца в раннем возрасте (частые колики и скопления газов - вполне нормальное явления для совершенно здоровых деток до 4-х месячного возраста)
2. Дисбактериоз кишечника
3. Лактазная недостаточность из-за несовершенства ферментативных систем в организме ребенка
Лактозная непереносимость - достаточно распространенное явление для детей до 1 года. Лактоза (или молочный сахар) содержится в кисломолочных продуктах,грудном молоке, коровьем молоке и детских молочных смесях. Дефицит фермента,расщепляющего лактозу (лактаза) в организме младенца приводит к плохой переносимости молочных продуктов питания и плохой всасываемости лактозы (лактозная непереносимость).
Лактазная недостаточность у младенца может развиваться как из-за наследственной предрасположенности, так и на фоне дисбактериоза кишечника или общей ферментативной незрелости. Симптомы лактозной непереносимости у грудного младенца: боли в животике во время или после кормления, частый жидкий (и даже пенистый) стул (более 10-ти раз в день), вздутие животика и потеря в весе. После обследования малыша, детский гастроэнтеролог может дать направление на сдачу анализа кала на углеводы для подтверждения диагноза.

При нарушении баланса кишечной микрофлоры с развивающимся доминированием болезнетворных бактерий в желудочно-кишечном тракте, нарушается работа пищеварительной системы и начинается дисбактериоз у детей. Анализ кала на дисбактериоз (исследование микрофлоры кишечника) позволяет точно установить диагноз и назначить соответствующее лечение для коррекции микрофлоры кишечника и восстановление работоспособности пищеварительной системы у ребенка.

Часто к детскому гастроэнтерологу приводят детишек с периодически возникающими острыми болями в животе,которые не связаны с заболеваниями органов пищеварения. Ребенок жалуется на боли в животе после перенесенных потрясений, психоэмоциональных стрессов. Это так называемые невротические боли у детей. После обследования,гастроэнтеролог может посоветовать Вам проконсультироваться с детским невропатологом , детским психологом,а также с кардиологом - боли в области живота могут быть частью вегето-сосудистой дистонии.

Почему у ребенка болит живот? Самые распространенные причины нарушения работы пищеварительной системы у детей, с которыми сталкивается детский гастроэнтеролог в своей лечебной практике:

1. Переедание
Часто встречается у совсем маленьких деток. Вы никогда не отказываете своему чаду в добавке? Не удивляйтесь,если через некоторое время после переедания ребенок начинает жаловаться на боли в животике, у него появляется вялость,апатия, легкая тошнота.
Если это произошло,уложите малыша в постель и если его вырвало,дайте попить немного водички. Ферментные препараты могут значительно облегчить состояние,но их можно давать только после консультации с детским врачом!
И самое главное - старайтесь приучать ребенка к умеренности в еде!

2. Колики (самопроизвольные спазмы кишечника)
Если ребенок совсем маленький (несколько месяцев от роду),то колики обычно провоцирует воздух,собирающийся в кишечнике.
Проявления колик у ребенка - малыш сильно плачет в течение продолжительного времени после еды.
Что Вам нужно делать - если Вы кормите младенца грудью,следите за тем,чтобы он захватывал ротиком не только сосок,но и ареолу вокруг него. Старайтесь употреблять только легкоусвояемые продукты. А если Ваш малыш на искусственном питании, тогда проконсультируйтесь с детским врачом для того,чтобы подобрать подходящий вариант детского питания (смеси) для младенца.
Профилактика: держите младенца вертикально некоторое время после кормления,до тех пор,пока не выйдет лишний воздух из кишечника.

3. Запор
Вас должно насторожить слишком редкое опорожнение кишечника у ребенка (только несколько раз в неделю), а также появление периодических болей в животике и частый метеоризм.
Что нужно сделать: Обязательно сводите ребенка на обследование к детскому гастроэнтерологу . Запор может быть следствием функциональных нарушений поджелудочной или щитовидной железы, а так же печени. Но подобные причины встречаются не часто и в большинстве случаев достаточно поменять образ жизни и рацион питания ребенка. Давайте ребенку больше продуктов,которые прекрасно активизируют работу кишечника,поддерживая баланс микрофлоры - ацидофильное молоко,йогурты с бифидобактериями, кефир, а также сухофрукты (курага,чернослив,изюм) и овощи в сыром и вареном виде (морковь,свекла,яблоки,помидоры).
Запоры у ребенка могут быть также следствием обезвоживания организма - давайте малышу как можно больше жидкости (соки,морс,компот).
Лучший способ борьбы с запорами у ребенка - полноценный рацион питания,пить как можно больше жидкости и больше гулять на свежем воздухе.

4. Болезнетворные бактерии
Одни из самых распространенных бактерий,вызывающих заболевания пищеварительной системы - это сальмонеллы и шигеллы.
Симптомы сальмонеллеза у ребенка - высокая температура,понос,диарея,рвота,рези в животе.
Что делать? Обязательно показать ребенка детскому врачу для уточнения диагноза. Обычно назначают курс лечения антибиотиками. Начинается лечение с применения сорбентов - активированный уголь,силлард, смекта.
При шигеллезе (дизентерия) у ребенка у ребенка повышается температура тела до 38-39 градусов, появляются водянистый стул с примесью слизи и крови,болезненные позывы к дефекации.
Что делать? Обязательно отвести ребенка к педиатру на обследование. При дизентерии обычно назначают лечение антибактериальными препаратами. Обязательно надо давать глюкозо-солевой раствор, а когда малышу станет лучше - заменить его слабым раствором несладкого чая. Диета при дизентерии - паровые котлеты,каши,запеченные яблоки. Больше давайте фруктов,ягод и овощей (тщательно мойте их).

5. Вирусные заболевания
Довольно разнообразная группа болезнетворных микроорганизмов - энтеровирусы приводят к расстройству желудка у ребенка.
Энтеровирусная диарея. Заболеть может абсолютно любой ребенок,взяв в рот грязную игрушку или пообщавшись с инфицированным сверстником. Обычно энтеровирусной диареей болеют детишки в возрасте до 4-х лет. Симптомы - повышение температуры до 38 градусов, кашель,заложенный нос,болит горло. При симптомах диареи уточните у педиатра дозировку противопростудных лекарств и схему лечения. Давайте ребенку пить как можно больше жидкости. Занимайтесь повышением иммунитета у ребенка.
Еще одно заболевание,вызываемое определенным видом энтеровирусов - Гепатит А у ребенка. Инфекция передается через предметы личной гигиены,инфицированную посуду,воду из-под крана (если ребенок попил сырую воду). Симптомы - резко повышается температура, ребенка мучают тошнота и острые боли в животе. Стул обесцвечивается,а моча приобретает темно-желтый цвет. Проявляется желтушность белков глаз,потом - лица и затем всего тела (признаки инфекционной желтухи).
При гепатите А,ребенку придется полежать какое то время в стационаре. Диета при гепатите А - овощные супы, диетическое мясо (кролик,индейка,куриное мясо), блюда из тушеных,отварных и сырых овощей.
Лучшее средство от гепатита А - это прививка. Приучите ребенка есть только мытые фрукты и тщательно мыть руки перед едой.

6. Ацетономический криз
Причины возникновения - неправильное питание, частые переутомления,дальняя поездка - тяжелые стрессы для детского организма,приводящие к избыточной выработке кетоновых тел в крови (ацетоноуксусной кислоты и ацетона).
Симптомы - ребенка часто рвет не переваренной пищей с примесью желчи. Повышается температура,появляются сильные боли в животе. Изо рта ребенка пахнет ацетоном.
Обязательно отведите ребенка на обследование к детскому гастроэнтерологу для уточнения диагноза. Каждые пять минут давайте ребенку по чайной ложке раствор регидрона или щелочной минеральной воды без газа. Сделайте клизму для очистки кишечника (2 чайные ложки соды на 200 грамм воды). Давайте ребенку сорбент (полисорб,смекта,силлард). Диета - в течение нескольких дней давайте малышу каши,сухарики,протертые овощные супы.
Полноценный рацион питания и исключение стрессовых ситуаций предотвратят повторение заболевания ребенка ацетономическим кризом.

Анализы и диагностика,которые назначает детский гастроэнтеролог :
1. Анализы кала на углеводы,дисбактериоз,копрологию
2. Биохимический анализ крови
3. Диагностика поджелудочной железы и печени
4. Гамма-глютамилтрансфераза, аспартатаминотрансфераза, протеинограмма (белковые фракции), альфа-1-кислый гликопротеин, билирубин общий, антитрипсин, холинэстераза и др.
5. Ультразвуковое исследование (УЗИ) брюшной полости

Ну, в общем, по запросам масс, так сказать... =)

В современных рекомендациях Минздрава РФ по питанию детей первого года жизни говорится: "Оптимальные сроки введения различных продуктов определяются физиолого-биохимическими особенностями развития младенцев. Так, к 3 месяцам жизни снижается повышенная проницаемость слизистой оболочки кишечника, отмечается созревание ряда пищеварительных ферментов, в 3-4 месяца формируется достаточный уровень местного иммунитета кишечника и созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")".

Всемирная Организация Здравоохранения формулирует рекомендации по срокам введения прикорма следующим образом: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста" .

Давайте разберемся, что же такое готовность к прикорму, в каком возрасте она наступает и насколько физиологичны такие сроки и схема прикорма с точки зрения работы формирующейся пищеварительной системы.

С точки зрения биологии, человеческий детёныш готов к знакомству с взрослой пищей, когда:
1) у него созревают механизмы для ее усвоения (физиологическая готовность);
2) он способен пережевывать и проглатывать еду кусочками (физиологическая готовность);
3) в состоянии удержать кусок в руке и донести до рта (физическая готовность);
4) у него появился т.н. "пищевой интерес" — социальное поведение, которое выражается в желании подражать взрослым и есть то же, что и они (психологическая готовность).

Рассмотрим эти пункты подробнее.

1) Физиологическая готовность к прикорму. Созревание желудочно-кишечного тракта и ферментативной системы.

Как работает пищевательная система младенца, не получающего никакой другой пищи и жидкости, кроме грудного молока?

Активность ферментов у ребенка, получающего только грудное молоко, остается низкой на протяжении всего первого полугодия жизни. Кстати говоря, именно незрелостью ферментативной системы нормального здорового ребенка на грудном вскармливании объяняется белый налет на его языке, который педиатры очень часто принимают за молочницу — грибковое заболевание полости рта.

На исключительно грудном вскармливании желудок и поджелудочная железа работают не "в полную силу", большая часть процессов усвоения происходит в кишечнике. Это становится возможным за счет особых свойств грудного молока, которое содержит ферменты в своем составе. То есть с грудным молоком ребенок одновременно получает и вещества, помогающие его перевариванию.

Что происходит, если ребенок на ГВ начинает получать смесь или другие продукты в качестве докорма или прикорма до того, как его пищеварительный тракт будет к этому готов? Уже описанные выше механизмы усвоения иной пищи всё равно запустятся, ибо способность человеческого организма к адаптации очень высока. Но запустятся эти процессы вынужденно и раньше, чем предусмотрено генетической программой конкретно этого ребенка. Такой ребенок раньше своих сверстников начинает усваивать определённые виды взрослой пищи и извлекать из нее вещества, необходимые для роста и развития. Но является ли это достижением и способствует ли укреплению здоровья?

Существует достаточно данных, чтобы в этом усомниться. Вот что пишет об этом врач-педиатр, кандидат медицинских наук,сотрудник ГУ Научный центр здоровья детей РАМН: "Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. <...>...бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы <..>. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. <...>иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита - хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. <...> Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки" .

По данным ВОЗ , минимальный возраст, в котором ребенок может получать прикорм без явного вреда для здоровья — это "примерно 4 месяца". К этому возрасту у части детей формируется достаточная нервно-мышечная координация, чтобы "сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить". До 4 месяцев "у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи". Так же "примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок" и "почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ".

Таким образом, можно говорить о том, что организм здорового ребенка на грудном вскармливании начинает постепенно созревать для получения иной пищи, кроме грудного молока, примерно с 4 месяцев. Однако, во-первых, точный возраст готовности ЖКТ для каждого конкретного ребенка установить невозможно. Во-вторых, помимо готовности пищеварительной системы, существуют и другие факторы, которые необходимо учитывать. О них речь пойдет ниже.

2) Физиологическая готовность к прикорму. Отмирание рефлекса выталкивания твердой пищи и прорезывание зубов.

До 5-6 месяцев у младенцев сохраняется так называемый рефлекс выталкивания твердой пищи твердой пищи — природный механизм, сформировавшийся именно для того, чтобы в организм ребенка ничего, кроме грудного молока, не попадало. Однако человек придумал, как обмануть природу — научился перемалывать или перетирать пищу в гомогенизированную массу и "вливать" в ребенка ранний прикорм либо таким образом, либо в виде соков. И не только вливать, но и подводить под это теоретическую базу. В уже упомянутых рекомендациях Минздрава утверждается, что "в 3-4 месяца <…> созревают механизмы проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание "рефлекса выталкивания ложки")" . Довольно смелое утверждение, которое никак не подтверждается практикой. Большинство детей этого возраста действительно физиологически способны есть с ложки полужидкую или тщательно протертую еду, но это вовсе не равно угасанию рефлекса выталкивания твердой пищи. На практике дети матерей, начинающих прикорм ранее 5-6 месяцев, давятся при обнаружении малейшего комочка в каше или пюре. Кроме того, сложности с проглатыванием кусков могут сохраняться у них и после 6 месяцев.

Однако даже если допустить, что у отдельных детей рефлекс выталкивания твердой пищи отмирает уже в 3-4 месяца, говорить о готовности ребенка к прикорму на основе одного этого признака некорректно.

Дополнительным физическим признаком является прорезывание зубов. Однако, как и отмирание рефлекса взрослой пищи, сам по себе факт прорезывания зубов ранее 6 месяцев не говорит о готовности ребенка к прикорму. Рассматривать, готов ли тот или иной ребенок к знакомству с твердой пищей, нужно индивидуально, учитывая всю совокупность признаков. Успешно пережёвывать пищу ребенок способен и до появления первых зубов.

3) Созревание моторики и появление пищевого интереса. Физическая и психическая готовность к прикорму .

Человеческий детёныш рождается незрелым и полностью зависимым от матери. В возрасте до 6 месяцев младенец постепенно, в соответствии с заложенной в него генетической программой, обучается удерживать предметы в руках, доносить их до рта, сидеть и, наконец, самостоятельно передвигаться (ползать и ходить). В этом же возрасте он путем наблюдения за взрослыми начинает формировать первые навыки социальной адаптации. Степень развития психики и моторных функций напрямую связана с готовностью к прикорму. Ребенок готов знакомиться с взрослой пищей тогда, когда у него появляется возможность и желание эту пищу попробовать.

Прикорм, начатый "по инициативе матери", то есть до того момента, как ребенок проявил интерес к другой еде и может физически ее добыть (например, находясь на руках у матери, схватить со стола кусок и засунуть в рот), всегда будет для этого ребенка "ранним", а следовательно, чреватым рисками для здоровья.

Исходя из всего вышеизложенного, для каждого ребенка возраст начала прикорма будет индивидуальным, основанным на совокупности всех признаков созревания именно его организма. Но в среднем у большинства детей на полном грудном вскармливании все признаки готовности к прикорму появляются не ранее 5,5 месяцев.

Теперь давайте разберемся, каким детям, по мнению ВОЗ "продукты для прикорма могут понадобиться и раньше (6 месяцев), но не ранее 4-месячного возраста" .

Ранний прикорм по медицинским показаниям: да или нет.

Как утверждается всё в тех же современных рекомендациях Минздрава РФ, "необходимость расширения питания ребенка и дополнения материнского молока другими продуктами питания обусловлена <...> необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком, на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев), становится недостаточным" .

Исходя из этого утверждения делается вывод о том, что дети на исключительном грудном вскармливании до 6 месяцев больше подвержены риску развития железодефицитной анемии, пищевой аллергии и гипотрофии (недобору веса).

Однако это утверждение противоречит современным научным данным.

Исследованиями доказано, что белки, и жиры, и углеводы, а так же витамины и минеральные вещества, находятся в грудном молоке в максимально биодоступной форме. Это значит, что на протяжении всего срока вскармливания (и даже у взрослого человека) эти вещества из грудного молока усваиваются лучше, чем из других продуктов.

Кроме того, исследованиями давно подтвержден и другой факт - энергетическая ценность грудного молока с возрастом ребенка не только не уменьшается, но, напротив, повышается. Такие данные, в частности, были получены в ходе лабораторного мониторинга состава грудного молока, проведенного группой специалистов Уральского государственного медицинского института.

О том же пишет и ВОЗ : "Данные, приведенные в таблице 11, свидетельствуют о том, что грудным детям в промышленно развитых странах, потребляющим среднее количество грудного молока, не требуются никакие прикормы для удовлетворения их потребностей в энергии вплоть до возраста 6-8 месяцев" .

Таким образом, если у ребенка действительно наблюдается анемия или недобор веса ДАЖЕ на полноценном грудном вскармливании, это значит, что функционирование его пищеварительной системы уже нарушено. А раз так, из других продуктов он питательные вещества и микроэлементы тем более не усвоит. Более того, увеличение объемов прикорма за счёт уменьшения количества дневных прикладываний к груди может стать причиной снижения прибавок в весе, запоров и других нарушений работы ЖКТ, а так же возникновения анемии и аллергии (поскольку создают неоправданную нагрузку на незрелый пищеварительный тракт и ферментативную систему).

Другими словами, ранний прикорм не только не решает проблем со здоровьем ребенка, но может привести к ухудшению его состояния. Стратегия помощи ребенку в случае установленных проблем с усвоением питательных веществ и микроэлементов из материнского молока должна строиться не на вводе прикорма, а на поиске и устранении причины заболевания и его лекарственной или иной терапии с обязательным сохранением полноценного ГВ. Если же необходимость в стимуляции ферментативной системы существует, до 5,5 месяцев лучше вводить ребенку не прикорм взрослой едой, а докорм небольшим количеством адаптированной смеси. Риск от докорма смесью в возрасте 3-5 месяцев значительно ниже, чем от получения в этом возрасте взрослой пищи.

Несколько слов о пищевой аллергии. Это состояние ВСЕГДА связано с патологиями работы ЖКТ. Аллергия возникает вследствие высокой проницаемости стенок кишечника, неспособных противостоять проникновению антигенов. Факторы развития аллергии у грудных детей, связанные с организацией питания — отсутствие молозивного вскармливания, докорм смесью в первые дни жизни, смешанное вскармливание. Введение раннего прикорма детям с аллергиями не может быть обосновано медицинской необходимостью, ибо ранний прикорм обязательно означает повышение нагрузки на и без того слабый и проницаемый ЖКТ ребенка. Детям с аллергией можно вводить прикорм только при всех признаках готовности к нему и очень постепенно. Грудное молоко наиболее мягко воздействует на пищеварительную систему ребенка, а ферменты, содержащиеся в нем, помогают усваивать пищу, что для ребенка-аллергика еще более актуально, чем для здорового ребенка.

Гипердиагностика анемии и гипотрофии у детей на исключительном грудном вскармливании.

В случае обнаружения у ребенка недобора веса прежде всего необходимо уточнить, какими нормамы прибавок пользуется педиатр и насколько набор веса отклоняется от графиков ВОЗ для детей на грудном вскармливании. Возможно, ребенок прибавляет абсолютно нормально, просто делает это иначе, чем ребенок на ИВ.

Кроме того, важно помнить, что диагноз "гипотрофия" ставится только по совокупности признаков, включающих состояние мышечного тонуса ребенка, его кожных покровов, оценки физического и психического развития, а никак не на основании абсолютных показателей веса.

Если же факт недостаточных прибавок в весе установлен, следующим шагом является оценка организации ГВ и устранение факторов риска недобора веса, если они имеют место. В возрасте 3-6 месяцев такими факторами являются:

1) отсутствие длительных кормлений в течение дня, в частности, на засыпание, во сне и на просыпание; бодрствующий ребенок этого возраста может отвлекаться от груди, сосать мало и получать меньше молока, чем необходимо. Например, недобор веса случается, если ребенок все сны проводит на улице или на балконе либо засыпает не с грудью, а с пустышкой.
2) профессиональный массаж;
3) любое изменение привычного распорядка дня и условий жизни ребенка (гости, поездки, переезды, приучение к сну в собственной кровати и пр);
4) плавание и ныряние в большой ванной или в бассейне (особенно если эти процедуры начали практиковать после 3 месяцев);
5) вакцинация.

Железодефицитная анемия - диагноз, который ставится по совокупности клинических признаков и всегда означает нарушение обмена веществ и работы ЖКТ. На основании одних анализов на гемоглобин постановка такого диагноза некорректна. Кроме того:
- нормы гемоглобина у детей отличаются от норм взрослых;
- примерно в 3 месяца у детей наблюдается физиологическое снижение уровня гемоглобина , не требующее лечения;
- какой уровень гемоглобина нормален для ребенка на ГВ и отличаются ли эти показатели от показателей детей на искусственном вскармливании, не исследовалось. Однако, по данным ВОЗ, у 30% детей на грудном вскармливании в возрасте 1 года гемоглобин ниже, чем у их сверстников, не получающих грудное молоко. Такое количество "отклонений от нормы" может свидетельствовать не о распространенности патологии, а о том, что для детей на ГВ более низкие показатели гемоглобина в возрасте 1 года являются физиологической нормой. В прошлом ВОЗ уже корректировала нормы прибавок в весе для детей на ГВ (в сторону уменьшения), не исключено, что в пересмотре нуждаются и другие параметры оценки детского здоровья в зависимости от наличия или отсутствия грудного вскармливания.

В любом случае, при постановке диагноза железодефицитной анемии необходимо учитывать не только цифры в анализах, но общее состояние ребенка, наличие или отсутствие у него клинических признаков заболевания.

Объемы прикорма в возрасте 6-12 месяцев и старше. Пищевая ценность грудного молока в этом возрасте.

Получение первого прикорма стимулирует активность ферментативной системы грудного ребенка. Желудок и поджелудочная железа включаются в процесс переваривания пищи. Однако это происходит не мгновенно, организму требуется время, чтобы "научиться" полноценно усваивать питательные вещества и витамины из других продуктов. А до тех пор, пока этого не произошло, ребенок получает все необходимое из грудного молока.

В первые месяцы после начала прикорма его основная задача — не накормить ребенка и не восполнить возникший у него на ГВ недостаток питательных веществ и витаминов (поскольку за счет взрослой еды моментально сделать это все равно невозможно). Прикорм в этом возрасте нужен для того, чтобы:
- познакомить ребенка со взрослой едой;
- стимулировать работу ферментативной системы;
- обучить жеванию и глотанию;
- поддержать пищевой интерес ребенка;
- сформировать нормальное пищевое поведение.

Решением всех этих задач способствует так называемый педагогический прикорм, то есть кормление ребенка небольшими кусочками (микродозами) продуктов, входящих в рацион семьи.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в рационе ребенка в возрасте 1 года грудное молоко (или его заменители) должно составлять не менее 70-75%. Есть и другие данные, говорящие о том, что грудное молоко вполне способно удовлетворять все потребности ребенка 6-12 месяцев. Так, питерский профессор-педиатр И. М. Воронцов на основе своих исследований утверждает, что если мать здорова и нормально питается, ребенок может находиться на ГВ без прикорма до 9-12 месяцев без всякого вреда для себя.

Существует теория (ее выдвигают этологи), что на заре эволюции, когда человек питался в основном грубой растительной клечаткой, грудное молоко было основной пищей ребенка как минимум до 3-4 лет (только к этому возрасту ребенок может полноценно такую клетчатку усваивать), в противном случае, без материнского молока либо молока кормилицы, ребенок не выживал.

Эта теория подтверждается положением дел в современной Африке, где в условиях недостатка белковой пищи срок продолжительности кормления грудью действительно может стать вопросом выживания ребенка. Учеными описано заболевание "квашиоркор" - тяжелая форма нарушения питания вследствие дефицита белка, часто сопровождающегося недостатком витаминов и присоединением инфекции, которая обычно развивается после отнятия ребенка от груди. "Болезнь обычно возникает у детей 1-4 лет. <...> Когда ребенка отлучают от груди, в случае, когда продукты, заменяющие материнское молоко, содержат много крахмалов и сахаров и мало белков <..>, у ребенка может начаться квашиоркор. Это название произошло от одного из языков побережья Ганы, его буквальный смысл - "первый-второй", а означает оно "отвергнутый", отражая, что состояние начинается у старшего ребенка после отлучения от груди, часто из-за того, что в семье родился еще один ребенок".

На практике, исходя из опыта матерей, живущих в современных цивилизованных странах, грудного молока для удовлетворения потребности в питании вполне хватает ребенку как минимум до 1,5 лет. Когда организму перестает хватать калорий или каких-то микроэлементов из грудного молока, ребенок этого возраста сам увеличивает объемы взрослой пищи либо каких-то конкретных продуктов в своем рационе — главное не испоритить ему пищевого поведения насильным кормлением и дать доступ к семейным "ресурсам", то есть брать с собой за стол и предлагать разнообразную еду.

Пищеварительная система ребенка в основном формируется к 2 годам. До этого возраста грудное молоко поддерживает работу пищеварительной системы ребенка, помогает усвоению необходимых питательных веществ, снижает риски заболеваний органов пищеварения, способствует более мягкому перенесению инфекционных и воспалительных заболеваний ЖКТ.

Всех молодых родителей крайне интересует абсолютно все, что связанно с детьми. В том числе и особенности органов пищеварения у детей. То, что пищеварительная система крох отличается от оной у взрослых людей, не вызывает никаких сомнений. А вот в чем именно эти различия? Именно это мы и попытаемся выяснить сегодня в данной статье.

А как все начиналось?

И давайте мы начнем разговор про особенности системы пищеварения у детей с самого начала, а именно – с момента имплантации яйцеклетки в слизистую оболочку матки. Ведь и на данном этапе развития питание плоду просто жизненно необходимо. Как только зародыш имплантировался в матку, он начинает питание секретом, который вырабатывается слизистой оболочкой матки.

Спустя примерно неделю зародыш начинает питаться содержимым желточного мешка. А уже примерно с середины второго месяца беременности питание крохи становится гемотрофным – то есть плод получает питательные вещества из организма матери, при помощи плаценты.

Однако и собственная пищеварительная система плода не остается в стороне – она принимает непосредственное участие в переработке таких питательных веществ, как белок, вода, глюкоза и прочих, получаемых им из материнского организма. Несмотря на то, что созревание системы пищеварения у плода происходит крайне быстро, на свет ребенок появляется с весьма существенной физиологической незрелостью слюнных желез, поджелудочной железы, печени и прочих органов, отвечающих за правильное пищеварение.

К счастью, природа крайне мудра. Она предусмотрела и это – первые несколько месяцев после появления крохи на свет единственным продуктом питания для него является материнское молоко. Материнское молоко не только без труда усваивается еще незрелой пищеварительной системой крохи, но и полностью удовлетворяет все его физиологические потребности. Кстати говоря, все это справедливо и в отношении искусственных молочных смесей. Хотя, конечно же, если есть возможность кормить кроху грудью, лучше отдать предпочтение материнскому молоку.

Слюнные железы

Анатомическое формирование слюнных желез крохи заканчивается к моменту появления на свет. Но секреторная функция слюнных желез еще далека от идеала. И начнут они полноценно функционировать только в 4 – 5 месяцев. Кстати говоря, активная выработка слюны, которая происходит у ребенка в этом возрасте, очень часто принимается родителями за сигнал о том, что у крохи начинают резаться зубки.

На самом же деле сильное слюнотечение у крохи обусловлено ярко выраженной незрелостью механизмов, регулирующих слюноотделение и заглатывание. Слюна играет очень важную роль в пищеварении крохи – первые несколько месяцев жизни она необходима для правильной герметизации ротика во время сосания. Кроме того, именно при помощи слюны образуются мелкие сгустки казеина – вещества, содержащегося в материнском молоке.

А уж в тот период, когда в рацион питания ребенка вводится первый прикорм, роль слюны просто невозможно переоценить. Она просто необходима для того, чтобы сформировался правильный пищевой комок. Если этого не будет происходить, то очень велика вероятность развития у малыша самых различных проблем с пищеварением.

Поджелудочная железа и печень

К моменту появления крохи на свет его поджелудочная железа еще относительно незрелая. Хотя с расщеплением тех легкоусвояемых питательных веществ, которые находятся в материнском молоке или искусственных молочных смесях, она справляется очень легко. Кстати говоря, в том случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, созревание поджелудочной железы происходит гораздо быстрее. У всех же остальных крох, которые кушают мамино молочко, окончательное созревание поджелудочной железы происходит в тот период, когда в их рацион питания начинают вводить прикорм.

Именно поджелудочная железа поставляет в двенадцатиперстную кишку сок, содержащий такие ферменты, как липаза, расщепляющая жиры, и трипсин, расщепляющий углеводы. Ну и, разумеется, именно поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, играющий огромную роль в регуляции углеводного обмена. В том случае, если инсулин продуцируется в недостаточном количестве, очень высока вероятность развития такого неприятного заболевания, как сахарный диабет.

Поджелудочная железа выделяет в двенадцатиперстную кишку панкреатический сок, который содержит ферменты: трипсин, переваривающий белки, липазу, расщепляющую жиры, амилазу, расщепляющую углеводы. Кроме того, поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, который является основным регулятором углеводного обмена. При недостаточной выработке инсулина развивается тяжелое заболевание - сахарный диабет.

Печень. Несмотря на тот факт, что размер печени новорожденного ребенка достаточно велик, до функциональной зрелости ей также еще далеко. Выделение тех желчных кислот, которые необходимы для переваривания твердой пищи, еще слишком мало. Оно начинается примерно в то же время, когда в рацион крохи вводится дополнительный прикорм.

На момент появления крохи на свет его печень примерно в два раза больше, чем у взрослого человека. Разумеется, в процентном соотношении к размерам тела. Но, как уже упоминалось выше, печень малыша еще весьма и весьма незрелая. Хотя, несмотря на это, печень успешно справляется со многими возложенными на нее функциями. Печень является настоящим складом многих питательных веществ, например жиры, гликоген, белки. И еще одна крайне важная функция печени – это антитоксическая. Именно печень является одним из основных «фильтров», которые выводят из организма человека все токсические вещества.

Желудок

Несмотря на то, что объем желудка у новорожденного ребенка стремительно увеличивается, секреторная его функция крайне слаба. Полноценное его функционирование начинается примерно на 9 – 10 месяце жизни малыша. Да и анатомические и физиологические особенности желудка крохи весьма своеобразные. Дно желудка развито крайне слабо, как и весь мышечный слой. А вот вход в желудок у маленького ребенка еще достаточно широкий.

Именно совокупность всех этих трех факторов и приводит к тому, что маленькие дети очень часто срыгивают. Да и рвота у них тоже достаточно часто встречающееся явление. Хотя, разумеется, свою лепту вносит и заглатывание крохой воздуха во время сосания.

Слизистая оболочка желудка ребенка крайне нежна, изобилует кровеносными сосудами. Желудок ребенка имеет все те же железы, которые есть и у взрослых людей. И именно поэтому и в желудочном соке ребенка содержатся почти все «взрослые» составляющие, такие как сычужный фермент, пепсин, соляная кислота, липаза и многие – многие другие. Однако, разумеется, совершенно в ином процентном соотношении, чем у взрослых.

Так, например, сычужный фермент крайне важен для пищеварения ребенка – именно он вызывает створаживание молока. Кстати – женское молоко створаживается более медленно, чем коровье, на основании которого изготавливается большинство молочных смесей. После створаживания молока в дело вступает пепсин, который призван расщеплять белки молока. А расщепление жиров происходит под воздействием липазы.

Ротовая полость

Ротовая полость ребенка тоже имеет свои особенности, так или иначе связанные с сосанием молока. Сама ротовая полость у крохи еще очень мала – из-за низкого неба, пока что еще не имеющего свода. Язык у маленького ребенка широкий и короткий, с ярко выраженными сосочками. Кроме того, у ребенка крайне хорошо развиты жевательные мышцы.

Именно благодаря всему этому комплексу крохе удается очень плотно обхватывать сосок материнской груди. В его ротике создается отрицательное давление, благодаря чему молоко и попадает в ротовую полость малыша. Если кроха появился на свет доношенным, все сосательные и глотательные рефлексы у него развиты очень хорошо.

Слизистая оболочка полости рта у ребенка крайне богата кровеносными сосудами, но очень сухая. Помните, мы говорили о том, что слюна у малышей первых месяцев жизни еще не продуцируется в полном объеме. Вся потребляемая ребенком пища жидкая, поэтому никаких проблем не возникает.

Но тут стоит напомнить родителям о том, из-за повышенной сухости полости рта слизистая оболочка особо чувствительна. Поэтому необходимо относиться к ней с повышенным вниманием и осторожностью. Следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот грубые пеленки, игрушки. В противном случае на поверхности слизистой оболочки ребенка могут появиться потертости и ранки. Эти повреждения крайне болезненны и могут привести к тому, что ребенок не сможет высасывать необходимое ему количество молока.

В слюне ребенка, как, впрочем, и любого другого человека, содержатся различные ферменты, которые начинают расщеплять пищу еще в ротовой полости. Разумеется, речь сейчас идет уже о прикорме, а не о молоке.

Кишечник

Не меньшую роль в пищеварении играет и кишечник. У малышей кишечник компенсирует незрелость всех остальных органов пищеварительной системы. Ведь именно кишечник ребенка отвечает за мембранное пищеварение, столь актуальное для крохи, кушающего мамино молоко или молочную смесь. Именно в кишечнике происходит моментальное расщепление питательных веществ на составляющие. И уже из кишечника эти самые питательные вещества всасываются в кровь.

По мере того, как попавшая в желудок пища переваривается, под воздействием перистальтики кишечника она перемещается в кишечник. Первый ее этап – это двенадцатиперстная кишка, где под воздействием ферментов, продуцируемых поджелудочной железой и печенью, и происходит дальнейшее переваривание.

Покидая двенадцатиперстную кишку, пища попадает в иные отделы тонкого кишечника, где продолжает перевариваться уже под воздействием кишечных соков. Именно тут и завершается процесс переваривания пищи. Кстати говоря, длина кишечника у ребенка в два раза больше, чем у взрослого человека – он в шесть раз больше роста крохи.

У кишечника ребенка очень активная перистальтика – он совершает движения двух типов:

  • Червеобразные движения

При помощи данного типа движений пища продвигается по различным отделам кишечника. Без этих движений нормальный процесс пищеварения просто невозможен.

  • Маятникообразные движения

При помощи маятникообразных движений происходит непосредственно сам процесс переваривания пищи, а также ее последующее всасывание в кровь человека – в данном случае ребенка.

В норме перистальтика кишечника у взрослого человека возникает под воздействием попавшей в него пищи. Однако у малышей перистальтика может возникать и усиливаться не только из-за механического воздействия пищи, но и под воздействием некоторых иных факторов: длительный плач ребенка, перегревание, излишняя физическая активность.

Слизистая оболочка кишечника ребенка крайне нежна и чувствительна, а ее стенки обладают исключительно высокой проницаемостью. Именно поэтому для маленького ребенка кишечные инфекции и токсины представляют особую опасность. Они очень быстро проникают через кишечную стенку в кровеносную систему, тем самым провоцируя развитие интоксикаций, подчас очень сильных. У маленьких детей самое обыкновенное пищевое отравление может обернуться такими тяжелыми последствиями, как сердечная недостаточность, менингит и прочими.

Микробы желудочно-кишечного тракта

Во время внутриутробного развития кишечник крохи абсолютно стерильный. Однако всего за несколько часов после рождения кишечник малыша заселяет огромное количество самых разнообразных бактерий. Они пропадают в организм ребенка через нос, рот, задний проход. Примерно на вторые сутки после рождения в испражнениях крохи можно найти огромное количество самых разнообразных бактерий. Причем ни в желудке, ни в верхних отделах кишечника бактерий практически нет. В основном они локализуются в толстом кишечнике и нижней части тонкой кишки.

То, какие именно микробы преобладают в кишечнике ребенка, зависит исключительно от характера вскармливания ребенка. В том случае, если ребенок питается материнским молоком, которое крайне богато углеводами, в кишечнике ребенка главным образом будут преобладать те бактерии, которые необходимы для брожения углеводов. Именно эта микрофлора и является физиологической для грудного ребенка.

В том же случае, если ребенок получает искусственные молочные смеси, изготовленные на основе коровьего молока, в его кишечнике его преобладает кишечная палочка. К сожалению, данная микрофлора кишечника для ребенка уже не является физиологической. И поэтому под влиянием неблагоприятных факторов они могут спровоцировать развитие различных кишечных заболеваний. Именно поэтому чаще всего кишечными расстройствами страдают именно те дети, которые находятся на искусственном вскармливании.

Стул у детей

Нельзя обойти стороной и вопрос о стуле ребенка. Ведь в грудном возрасте испражнения малыша могут очень многое рассказать о его здоровье. В рамках физиологической нормы в первые сутки – двое после рождения у ребенка должен выделиться первородный кал – меконий. Меконий имеет вязкую маслянистую консистенцию и темно – зеленый свет.

Меконий не имеет никакого запаха и стерилен. Образуется он в кишечника малыша во время внутриутробного развития – из пищеварительных соков, проглоченных околоплодных вод и эпителия кишечника. Нормальные испражнения появляются примерно на третьи сутки. Состоят они в основном из остатков не переваренного крохой молока, пищеварительных соков, солей и бактерий.

У детей первых месяцев жизни стул бывает, как правило, два – три раза в сутки. Однако очень часто стул в первые четыре – пять недель жизни бывает гораздо чаще – 8 – 9 раз в сутки, порой даже имеет жидкую консистенцию. Конечно же, практически все мамы очень сильно пугаются, полагая, что кроха сильно заболел. Однако в том случае, если общее самочувствие ребенка никоим образом не страдает, малыш хорошо кушает и прибавляет в весе в рамках нормы, к подобному частому стулу не стоит относиться с повышенной тревожностью.

Разумеется, что сказать об этом врачу – педиатру все же необходимо. Однако в большинстве случаев подобное явление врачи связывают с недостаточно быстрой адаптацией крохи к пока еще новым для него условиям жизни вне материнского организма. Особенно часто подобное происходит у деток, которые поторопились родиться, либо родились ослабленными и с малой массой тела.

Однако бывает и обратная ситуация, в которой у деток, питающихся все тем же материнским молоком, стул бывает всего один раз в два – три дня. И объясняется это очень просто – материнское молоко переваривается очень хорошо. И усваивается практически полностью, а значит, и отходов практически не остается.

Кстати говоря, у тех малышей, которые питаются искусственными смесями, изготовленными на основе коровьего молока, испражнения имеют более темный цвет, густую консистенцию и более неприятный запах. По мере взросления ребенка стул становится все реже и реже. Однако, конечно же, до полной зрелости пищеварения еще очень далеко. Полностью созревание пищеварительного тракта заканчивается лишь к 15 – 16 годам. А до тех пор родителям придется все время учитывать особенности пищеварения у детей, составляя их меню.

Обсуждение 0

Похожие материалы

», сентябрь 2012, с. 12-16

Е.С. Кешишян, Е.К. Бердникова, А.И. Хавкин, ФГБУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Минздравсоцразвития РФ

Общеизвестно, что функциональные кишечные дисфункции встречаются практически у 90% детей раннего возраста, с различной интенсивностью и длительностью и у большинства детей полностью купируются в возрасте 3–4 месяцев. Почему эта проблема вызывает особый интерес педиатров, неонатологов, гастроэнтерологов и, даже невропатологов? Как это ни странно, ведение таких детей вызывает большие сложности у специалистов, в связи с тем, что с одной стороны мало учитывается тот факт, что пищеварительная система ребенка наиболее сложно адаптируется к внеутробному существованию, с другой – влияние волнений родителей, которое заставляет в ряде случае врачей назначать неоправданно серьезные обследования и медикаментозные вмешательства. Однако, если «кишечные колики» возникают практически у всех детей раннего возраста, то они являются функциональным, в какой-то мере «условно» физиологическим состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта грудного ребенка. .

«Созревание» желудочно-кишечного тракта заключается в несовершенстве моторной функции (определяет наличие срыгиваний и кишечных спазмов) и секреции (вариабельность активности желудочной, панкреатической и кишечной липазы, низкая активность пепсина, незрелость дисахаридаз, в частности лактазы), лежащие в основе метеоризма. Все это не связано с органическими причинами и не влияет на состояние здоровья ребенка. Но, также, нельзя сбрасывать со счетов различные диетические версии: непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ферментопатии, в то числе и лактазная недостаточность. Однако, в данной ситуации «кишечная колика» является лишь симптомом.

Проведенные нами сравнительные исследования длительности и тяжести функциональных кишечных колик у доношенных и недоношенных детей установили, что тяжесть и выраженность функциональных кишечных колик растет с увеличением гестационного возраста. В группе глубоко недоношенных детей (срок гестации 26–32 недели) проблема кишечных колик практически не существовала. Мы предполагаем, что это связано с глубокой незрелостью нервно-рефлекторной регуляции желудочно-кишечного тракта, в результате чего спазм кишечника не проявляется, хотя газообразование у этих детей повышено в связи с незрелостью ферментативной системы и удлинением периода заселения микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Замедлением перистальтики и склонностью к растяжению кишки без образования спазма можно объяснить частоту запоров у этих детей.

В то же время, у детей со сроком гестации более 34 недель интенсивность колик может быть достаточно выраженной, так как к этому сроку происходит в основном созревание нервно-мышечных взаимоотношений. Более того, установлено относительно более позднее время начала кишечных колик, соответствующее 6–10 неделям постнатальной жизни. (Но с учетом гестационнного возраста эти сроки не отличаются от таковых у доношенных детей – 43–45 нед. гестации). Продолжительность колик увеличена до 5–6 месяцев.

Колика – происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Под ним понимают приступообразные боли в животе, вызывающее дискомфорт, чувство распирания или сдавливания в брюшной полости. Клинически кишечные колики у младенцев протекают также как и у взрослых – боли в животе, носящие спастический характер или связанные с повышенным газообразованием.

Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы часто холодные на ощупь, руки прижаты к туловищу. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации. Приступы возникают во время или вскоре после кормления . Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой достаточно устрашающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено и в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит.

Основной вопрос, который необходимо решить для себя каждому врачу, наблюдающему детей раннего возраста: если приступы колик свойственны практически всем детям, можно ли назвать это патологией? Если нет, то мы должны заниматься не лечением, а симптоматической коррекцией этого состояния, отдавая основную роль физиологии развития и созревания .

Нами разработана определенная этапность действий при купировании этого состояния. Выделяются мероприятия для снятия острого болевого приступа кишечных колик и фоновая коррекция.

Первый очень важный этап – это проведение беседы с растерянными и напуганными родителями, объяснение им причин колик, того, что это не болезнь, объяснение как они протекают и когда должны закончиться. Снятие психологического напряжение, создание ауры уверенности также помогает уменьшить боль у ребенка и выполнить правильно все назначения педиатра. В последнее время появилось много работ доказывающих, что функциональные расстройства ЖКТ чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни, т.е. там, где имеется высокий порог тревожности по поводу состояния здоровья ребенка. Это обусловлено тем, что напуганные родители начинают «принимать меры», в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Поэтому, во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка .

Необходимо выяснить, как питается мать и при сохранении разнообразия и полноценности питания, предложить ограничение жирных продуктов, и тех продуктов, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас заменить молоко кисломолочными продуктами.

В настоящее время в педиатрической практике очень распространенным стал диагноз: лактазная недостаточность, поставленный лишь на основании повышения углеводов кала. Однако, эти изменения указывают лишь на недостаточность переваривания углеводов в кишечнике. В настоящее время принято считать за норму количество углеводов менее 0,25%. Если этот показатель выше, считается, что у ребенка лактазная недостаточность, на основании чего назначаются коррекция питания, лечение и существенное ограничение рациона питания кормящей матери. Это не всегда верно. В педиатрической практике часто встречаются практически здоровые дети, у которых показатель углеводов значительно выше. В катамнезе, показатели углеводов приходят в норму к 6–8 месяцам жизни без каких-либо корригирующих мероприятий. В связи с этим, приоритетным фактором, определяющим тактику ведения таких детей, следует считать клиническую картину и состояние ребенка (прежде всего, физическое развитие, синдром диареи и болевой абдоминальный синдром) .

Если у мамы достаточно грудного молока, вряд ли врач имеет моральное право ограничить естественное вскармливание и предложить матери смесь, пусть даже и лечебную.

Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то можно изменить питания, например, исключить наличие в смеси животных жиров, кисломолочной составляющей, с учетом очень индивидуальной реакцией ребенка на кисломолочные бактерии.

В фоновой коррекции целесообразно использование фитопрепаратов ветрогонного и мягкого спазмолитического действия: фенхеля, кориандра, цветков ромашки.

Во-вторых, это физические методы: традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножках, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.

Если для ребенка характерны колики, возникающие после кормления, то они в большей степени связаны в повышенным газообразованием в процессе переваривания питания. И здесь незаменимыми и эффективными могут стать препараты на основе симетикона, например препарат Саб Симплекс.

Препарат обладает ветрогонным действием, затрудняет образование и способствует разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи ЖКТ. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводится из организма благодаря перистальтике; Саб Симплекс разрушает пузырьки газа в кишечнике, не всасывается в кровоток и после прохождения через ЖКТ в неизмененном виде выводится из организма. В зависимости от интенсивности приступа и времени возникновения Саб Симплекс дается малышу до или после кормления, индивидуально подбираются дозы (от 10 до 20 капель). Однако, исходя из механизма действия, препараты симитикона вряд ли могут служить средством профилактики колик. Он способствует выведению газов, благодаря чему уменьшается давление на стенки кишечника и это способствует уменьшению боли. Эффективность препарата зависит также от времени возникновения колики, если боль возникает в момент кормления, то стоит дать препарат во время кормления. Если после кормления – то в момент их возникновения. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет значительно меньше. Препарат Саб Симплекс имеет ряд преимуществ, которые завоевали ему устойчивое доверие со стороны родителей. Это, прежде всего легкость дозирования (капли) и вкусовые ощущения. Саб Симплекс вкусен ребенку и приятное вкусовое ощущение для многих младенцев является прекрасным «отвлекающим» средством – почувствовав новое и приятное вкусовое ощущение ребенок, до этого неистово кричащий, внезапно успокаивается и «чмокает» языком. Этого времени может быть достаточно для того, чтобы препарат проник в желудок и тонкую кишку и начался процесс газопоглощения. Кроме того, с учетом того, что во флаконе имеется 50 доз препарата, то одного флакона хватает более, чем на 10 дней, что также удобно для родителей и снижает цену одной дозы. Все это делает препарат Саб Симплекс во многих домах, где есть дети первых месяцев жизни незаменимым и основным средством, облегчающим жизнь семьи. Следующий этап – пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. Дети, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик. При отсутствии положительного эффекта – назначаются прокинетики и спазмолитические препараты Идея «степовой» или пошаговой терапии такова, что мы шаг за шагом пытаемся облегчить состояние ребенка. Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных. Использование специальных методов обследования применяется только в случае отсутствия реального эффекта от коррекционных мероприятий с учетом естественной физиологической динамики интенсивности колик. Ведь колики начинаются на 2–3 недели жизни, достигают апогея по своей интенсивности и частоте к возрасту 1.5–2-х месяцев, затем начинают уменьшаться и заканчиваются к возрасту 3-х месяцев. Остается спорным целесообразность включения в комплекс коррекции болевого синдрома при кишечных коликах ферментов и биопрепаратов, хотя в большинстве случаев в первые месяцы жизни имеется замедленное формирование микробиоценоза кишечника. В любом случае, при решении о назначении биопрепаратов, лучше использовать эубиотики, а не пытаться «коррегировать» диссоциации микроорганизмов, выявляемые по анализу на дисбактериоз! Таким образом, предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей, и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение.

Список литературы:

  1. Хавкин А.И. Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста: пособие для врачей. Москва, 2001, с. 16–17.
  2. Leung A.K., Lemau J.F. Infantile coliс: a review. J. R. Soc. Health, 2004, Jul; 124 (4): 162.
  3. Ittmann P.I., Amarnath R., Berseth C.L. Maturation of antroduodenal motor activity in preterm and term infants. Digestive dis. Sci., 1992; 37 (1): 14–19.
  4. Хавкин А.И., Кешишян Е.С., Прыткина М.В., Какиашвили В.С. Возможности диетической коррекции синдрома срыгиваний у детей раннего возраста: cборник материалов 8-й конференции «Актуальные проблемы абдоминальной патологии у детей», Москва, 2001, с. 47.
  5. Конь И.Я., Сорвачева Т.Н., Куркова В.И. и др. Новые подходы к диетической коррекции синдрома срыгиваний у детей // Педиатрия, № 1, 1999, с. 46.
  6. Самсыгина Г.А. Диетотерапия при дисфункциях желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста // Лечащий доктор, № 2, 2001, с. 54.
  7. Хавкин А.И., Жихарева Н.С. Что же такое детские кишечные колики? // РМЖ, т.12, № 16, 2004, с. 96.
  8. Соколов А.Л., Копанев Ю.А. Лактазная недостаточность: новый взгляд на проблему // Вопросы детской диетологии, т. 2, № 3, 2004, с. 77.
  9. Мухина Ю.Г., Чубарова А.И., Гераськина В.П. Современные аспекты проблемы лактазной недостаточности у детей раннего возраста // Вопросы детской диетологии, т. 2, № 1, 2003, с. 50.
© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты