Метод сенсорного воспитания как способ развития дошкольников. Сенсорное воспитание - это необходимый элемент гармоничного развития детей Конспект занятия по сенсорному воспитанию на конкурс

30.09.2019

3.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5см, маленького 3см.

Руководство. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Кто быстрее справился с заданием и проявил при этом определенный интерес, выполняет его еще раз. Снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. При быстром и правильном выполнении задания старшим детям предлагают усложненные варианты. Они могут выбирать большие из перемешанных колец разного размера.

Можно заниматься с двумя детьми одновременно. Продолжительность игры-занятия 5-8 минут.

Примечание. Для закрепления знаний детям предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время (20, стр. 53)

Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Руководство. Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуя слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.

Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке «погулять»: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное объяснение).

В конце игры-занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая: «топ-топ-топ». Игра-занятие проводится два раза, длится 5-8 минут. Одновременно занимаются три-четыре ребенка (4, стр.39).

Нанизывание колец, убывающих по величине

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец. В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Руководство. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.

При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а взрослый интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!» Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает показать самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке». При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети ставят пирамидки на соответствующую полку.

Занятие проводится два-три раза с детьми от 1 года 2 месяцев и старше. Продолжительность игры-занятия 5-7 минут. Детям старше 1 года 6 месяцев рекомендуются более сложные занятия: вначале они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов. Для развития самостоятельной деятельности дидактический материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Взрослому следует находиться недалеко от воспитанников, играющих с пирамидками, чтобы вовремя помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до конца, поддержать порядок и так далее (4, стр.47).


По словесной инструкции или по словесному описанию. Анализ сложившейся практики показывает, что внедрение системы сен­сорного воспитания в практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам организовать систематическое целенправленное воздействие на развитие сенсорной сферы умственно отсталых де­тей, а в конечном счете сделать более эффективным обучение рисованию, ...

Обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. 2. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори) Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания. С именем Фребеля связано возникновение...

А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А. Валлон, Д.Б. Эльконин, А.П. Усов, Н.Н. Поддьяков, В.А. Аверин, В.И. Гарбузов и другие. 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности Нравственное воспитание - это: - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям...



Должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР 2.1. Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности...

Конспект занятия по сенсорному воспитанию с дидактической игрушкой на тему: "Зайчата в гостях у детей" для детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:
1. Продолжать учить детей называть свойства предметов (пушистый, мягкий, тёплый, мохнатый). Закреплять умение детей обследовать предметы, выделять их цвет, величину.
2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, цветовое восприятие.Упражнять в чтении знакомых стихов, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя и слушать его внимательно.
3. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: (Домик;на каждого ребёнка. Игрушечный маленький зайчик с бантами красного и синего цвета; снежинки вырезные из бумажных салфеток; корзина; зайчиха; две дорожки синяя и красная;макет ёлочки и берёзы для создания лесного пейзажа.

Ход занятия

Дети играют в игровом уголке.Звучит магнитофонная запись детского плача.
Воспитатель: Дети кто-то плачет! Вы не плачете?
Дети: нет
Воспитатель : А кто? Давайте поищем.
(все вместе идут, воспитатель комментирует действие)
Воспитатель : За шкафом нет, под столом нет. (Дети находят под ёлкой зайчат.
Плач прекращается.
Воспитатель : Дети мы с вами оказались на лесной зимней полянке." Вот кто оказывается плакал (спрашивает) " Кто это? " (показ зайчат)
Дети: Зайчата
(Дети берут в руки по одному зайчику)
Воспитатель : Потрогайте зайчат руками. (Дети гладят, ощупывают, отвечают на вопрос: Какой он (Воспитатель помогает, подсказывает слова мягкий, пушистый проговаривает их со всеми детьми.)
Воспитатель: Дети почему зайцы в лесу плакали?
Дети: Заблудились в лесу и не могут найти свой домик.
Воспитатель:Зайкам холодно. Давайте погреем зайчат. Подышите на них. Погладим зайчат, прижмём к себе.
Воспитатель: Посмотрите какие у зайчат ушки (большие) . А хвостик (маленький, пушистый, круглый).
Воспитатель : Посмотрите какие зайки красивые.
Воспитатель: Дети, а бантики есть у зайчиков?
Дети: Да
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Синего и красного.

(дети называют цвет бантика у своего зайчика
Воспитатель: Нравится зайчатам у вас на руках сидеть?
Дети: да.
Воспитатель: Посмотрите дети на красивую полянку в лесу. Какая она красивая, на ёлочке снежинки большие и маленькие, а под ёлкой пушистый снег.
Воспитатель: Давайте поиграем с зайчатами. (Дети и воспитатель берут салфетки "снежинки"комкают их, формируя"снежки", затем подкидывают или бросают друг в друга.
Воспитатель : Как весело мы поиграли! Давайте соберем снежки в корзинку. (Дети выполняют задание)
Воспитатель : Мы с вами в волшебном лесу, а зайки маленькие шалунишки не могут долго сидеть, хотят ещё попрыгать. Предлагаю попрыгать по дорожке. У кого зайка с синем бантом- будет прыгать по синей дорожке, у кого с красным бантом - по красной дорожке.
игра "Поскачем по дорожке "
Зайка скачет скок-скок-скок.
По дорожке прыг -прыг-скок.
Лапки опускает.
Ушки поднимает.
Любит зайка поиграть и ребяток развлекать.
Воспитатель : Зайки наши устали. Пусть немного отдохнут, давайте посадим их в красивую корзинку.
Воспитатель : Дети, мы с вами находимся на другой поляне.
И посмотрим, что-же тут произошло?
Чтение стих. Зайка по лесу гулял
Где-то ушки потерял
Сидит зайка на пеньке
Горько так рыдает,
Тихо причитает
Где-же ушки, вот беда
А без ушек - некуда.
Воспитатель: Посмотрите дети (показ зайки, у которого потерялись ушки) Дети, всё ли в порядке с зайцем?
Дети: нет.
Воспитатель: Может, он что-то потерял в лесу?
Дети: ушки.
Воспитатель: Сколько ушек у зайца?
Дети: два уха.
Воспитатель: Зачем нужны уши зайцу?
Дети: что-бы слышать.
Воспитатель: Давайте поможем найти для зайчика мальнькие ушки. (Воспитатель предлагает пристегнуть зайчику маленькие ушки. Дети замечают ошибку. Ищем возле берёзы большие ушки. Затем воспитатель пристёгивает большие ушки)
Воспитатель : Дети, а зайчиков много на этой полянке? Давайте поможем найти ушки для каждого Зайчика.
(дети проходят за столы, где лежит макет зайца и отдельные уши. Дети пристёгивают уши (звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Теперь зайки у нас с ушками. Давайте споём для них песенку и поиграем.
Игра с пением: Зайка беленький
Сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайки холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Воспитатель: А теперь пора маленьких зайчат к маме зайчихе отнести.
(обращает внимание на домик зайчихи)
Воспитатель: Побежали зайчата к маме, обрадовались, соскучились.
Зайчиха: А в благодарность за то, что вы хорошо, дети относились к зайчатам, я вас угощу соком. (Дети подходят к столу, на красивом сервированном столе лежат яблоки, соковыжималка, стаканчик на каждого ребёнка. Воспитатель вместе с зайчихой готовит яблочный сок. Показывает фрукты и предлагает выжить из них сок. Когда сок будет готов, наливает его в стаканы, предлагает детям попробовать. Просит детей понарошку налить сок для своего зайчика и напоить его соком.)
(Звучит песня про Машу)
Воспитатель : Вы помогли зайчатам найти свой дом и маму.
Они очень рады и все мы тоже! Зайчиха прощается. (В руках у нее все зайчата.)

Конспект игрового (интегрированного) занятия по экологическому воспитанию для 2 младшей группы

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

Сенсорное воспитание - это залог малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

Основными задачами сенсорного развития детей в считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Подготовительные мероприятия

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

С чего начинается сенсорное развитие

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

  • цветовая гамма;
  • конфигурация;
  • размер;
  • количество;
  • расположение в окружающей среде.

Необходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

Ознакомление детей с предметами

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Занятия на развитие тактильных функций

Выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.

Раз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

  • подбор материалов для развития ;
  • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

Сенсорное воспитание - это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.


Сенсорное воспитание - это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание - это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
  • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

Сенсорика у самых маленьких

Сенсорное воспитание детей раннего возраста - это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Правильное развитие грудничков

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

  • Осязание - постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
  • Обоняние - ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
  • Зрение - не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
  • Вкусовые качества - после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Развитие от года и до трех лет

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Дети от 4 до 6 лет

Важнейшую роль даёт детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни - учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

В детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание - это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста - это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

Подведем краткие итоги

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

Программное содержание:

Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;
Формировать представление о форме, величине и цвете;
Вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);
Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

Лук, чешуйки, лучики.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Занятие по сенсорике, фото

Ход занятия:

Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей. Скажите своим глазкам:
«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.
Греет нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:
На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.
Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Дидактическая задача. Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал. Лист черной бумаги размером 21 X 30 см (альбомный). Для каждого ребенка приготовляется краска в розетках -- гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка беличья или колонковая № 8--12.

Руководство. Воспитатель напоминает детям о том, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит два мазка синей краской. Объясняет детям, что такого цвета огоньки ночью видны плохо. Далее взрослый наносит два зеленых мазка и спрашивает детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. Объясняет, что такого (зеленого) цвета огоньки тоже плохо видны ночью. Наносит два мазка красной краской и снова задает детям аналогичный вопрос. Воспитанники отмечают, что такие огоньки видны лучше. Наконец, взрослый наносит два мазка желтой краской, и все вместе приходят к выводу, что такого цвета (желтого) огоньки видны лучше всего.

Затем каждый ребенок получает розетки с краской четырех цветов, и ему предлагают показать, какой краской он будет рисовать огоньки. На выбор краски нужного цвета существенно влияет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы необходимая краска не была бы крайней нижней справа.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель дает каждому кисть (вначале сухую) и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги, акцентируя внимание на моменте прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Затем воспитатель дает малышу лист бумаги и предлагает самостоятельно нарисовать огоньки. Взрослый следит, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество огоньков, воспитатель сразу забирает его работу и кисть, объяснив малышу, что, когда краска высохнет, они все вместе посмотрят рисунки.

После выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей.

Игра-занятие длится 6--8 минут, проводится один раз (4, стр. 70).

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Руководство. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы --

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики -- цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка.

Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т. п.

Занятие длится 8--10 минут, проводится один раз (20, стр.86).

Нанизывание бус разной формы

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. По восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости.

Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.

Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты -- шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определенном порядке нанизать их: шарик, затем кубик. Педагог показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60--70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7--5 см, частота -- одно-два колебания в секунду.

Задача взрослого -- привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, т. е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20--30см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка.

После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют.

Размер игрушек диаметром 5--7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже. Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов -- красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним.

Вправо и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).

Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.

Показ длится 1--2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению самостоятельных игр (20, стр.99).

Предложенные выше игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений.

Научившись следить за перемещаемыми предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.

Описанные игры могут быть успешно дополнены с учетом конкретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье.

Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.

Первый год жизни.

К 2,5--3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5--6 месяцам двух часов.

Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка остаются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению с взрослыми, непрерывно требуют внимания к себе, просятся на руки, не умея себя занять.

Своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него. Так, увидев интересную игрушку справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.

Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глубокий эмоциональный отклик у малышей.

Второй год жизни.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.

На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и др. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы! Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное сто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно.

Более сложными становятся и движения рук детей, если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания. Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.

Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на широкой -- большие и т. п. В дальнейшем дети переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.

Третий год жизни.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность -- рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.

Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?»

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и так далее.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты