Особенности проведения массажа у детей. Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на р

01.10.2019

^ ГЛАВА 18. МАССАЖ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в класси-ческом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни.

Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторож-ностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические осо-бенности организма ребенка.

Анатомо-физиологические особенности организма ребенка . Ведущая роль в развитии детского организма в первый год жизни принадлежит центральной нервной системе. С одной стороны, она связывает воедино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, с другой, она выступает в качестве посредника между организмом в целом и внешней средой.

К моменту рождения самым развитым у ребенка оказывается спинной мозг, о чем свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: V 8 от об-щего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий.

Известный русский физиолог И.П.Павлов пришел к выводу о том, что возбудимость центральной нервной системы у детей неодинакова: у одних преобладают процессы тор-можения, у других - процессы раздражения, у некоторых эти процессы уравновешивают друг друга. Поэтому реакция у детей на одни и те же явления окружающей действи-тельности разная.

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врожденные) рефлексы. Новорожденный обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные у него начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передаю-щих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды. Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребенка участвуют все анали-заторы.

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорожденного ребенка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз еще очень слабы и редки.

У некоторых новорожденных наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Со второго месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок начинает различать цвета.

Новорожденный ребенок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

С третьего месяца ребенок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Вкусовые рецепторы у новорожденных детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорожденного, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувстви-тельность на изменения температуры.

У здорового ребенка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорожденного, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам.

Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функцио-нируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятст-вует нормальному дыханию.

У новорожденного подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Выполняемые кожей функции у ребенка первого года жизни имеют свои особенности.

Защитная функция значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, на коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребенка богата кровеносными сосудами, а ее роговой слой очень тон-кий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учиты-вать при применении различных кремов и мазей.

Дыхательная функция кожи у ребенка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду.

Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребенок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

У новорожденного мышечная масса составляет 14 от общего веса, тогда как у взросло-го она значительно больше - около 40%.

Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идет главным образом за счет утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием.

Мышечный тонус тоже очень слабый. Тонус сгибателей преобладает над тонусом раз-гибателей, поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями. Если у здорового ребенка пассивное разгибание конечностей происходит с некоторым сопротивлением (гипертонус), то ему показан массаж, который снимет излишек напряжения. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию мускула-туры ребенка.

Скелет новорожденного в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и боль-шое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправиль-ную форму.

Голова новорожденного имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но оконча-тельное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

На голове новорожденного ребенка прощупываются два родничка, затянутые перепон-кой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схож-дения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.

Позвоночник новорожденного почти прямой. Но как только ребенок начинает держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперед - лордоз. В 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпук-лостью назад - кифоз, а когда ребенок начинает ходить (9-12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперед.

У новорожденного грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми ребрами, как бы на высоте вдоха. Ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соеди-нения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы ребер приподнимаются кверху, ребра из косого положения переходят в более гори-зонтальное, при этом грудина приподнимается вперед и кверху. Форма таза у новорож-денных мальчиков и девочек практически одинаковая. Рост конечностей, как и формиро-вание скелета, начавшись на первом году жизни, продолжается несколько лет.

Органы дыхания маленького ребенка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он зады-хается во время сосания.

Полости носа новорожденного недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого. Ин-фекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспале-нием среднего уха.

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосо-выми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к ее сужению, проявляющемуся в удушье или затрудненном дыхании.

Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадение легочной ткани в нижне-задних отделах легких.

Особенно быстро увеличение объема легких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Выше мы говорили о том, что подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала легкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того, как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребенка более частым дыханием.

С момента рождения у ребенка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту. К 6 месяцам дыхание становится более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно воспаление легких, могут вызвать у детей серьезные осложнения.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхатель-ными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребенка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребенка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластическими волокнами.

Мочевой пузырь у ребенка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь перемещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объем мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребенка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребенка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Коли-чество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых. Это объясняется уско-ренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребенок мерзнет, мочеиспускание учащается.

Правильное развитие желез внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребенка. Сразу после рождения на развитие ребенка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев - гормон щитовидной железы, а еще через небольшой промежуток времени -гормоны передней доли гипофиза.

Функционирование желез внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьезным нарушениям физического и психического развития ребенка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в ее работе вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Относительный вес сердца у ребенка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается.

Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребенок, как правило, нахо-дится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорожденного шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объем сердца.

Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребенка учащенный: 120-140 ударов в минуту. На один цикл «вдох-выдох» приходится 3,5-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов.

Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т.д.

У новорожденного в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни.

У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и заты-лочные лимфатические узлы.

Гигиенические требования для проведения массажа ребенка первого года жизни . Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 2-3-недельного возраста. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.

Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22-24 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании жи-вота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, покола-чивание) в области почек.

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значи-тельными, массаж в это время производить не следует.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пище-варения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

Требования к массажисту:

1. Одежда массажиста должна быть удобной, не стеснять движений.

2. Массажист должен быть приветливым, ласковым и терпеливым с ребенком.

3. Руки массажиста должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:

1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.

2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.

3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.

4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возник-нуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения долж-ны выполняться точно и профессионально.

5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Приемы и техника проведения массажа ребенка первого года жизни . Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:


  • поглаживание;

  • растирание;

  • разминание;

  • вибрация.
Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних - от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук. Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам. Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу (рис. 441).

Рисунок 441. Рисунок 442.

Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная - остальными пальцами.

Поглаживание ног. И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног - лежа на спине.

Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра.

Движения следует направлять от стопы к бедру (рис. 442). Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего по-глаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы - заднюю поверхность.

Поглаживание живота. И. п. - лежа на спине. Массаж начинается с круговых поглажи-ваний по часовой стрелке.

Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти (рис. 443) или ее тыльной стороной.

При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).

После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

^ Рисунок 443. Рисунок 444

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины.

И. п. - лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).

При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам - внутренней стороной кисти (рис. 444).

Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придер-живать одной рукой, а другой - производить поглаживания.

Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

Рисунок 445. Рисунок 446.

Растирание. Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению крово-снабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить поду-шечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое расти-рание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые расти-рания до колена (рис. 445). Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев (рис. 446).

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Рисунок 447. Рисунок 448. Рисунок 449.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, распола-гающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи (рис. 447).

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Размина-ние ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца (рис. 448).

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую - на наружную. Ладони одновременно выполняют смеще-ние ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем - обратно (рис. 449).

Рисунок 450.

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. Большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями (рис. 450).

Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направле-ны продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Мож-но выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

Это материал посвящен комплексам упражнений и массажа, которые мама сможет самостоятельно выполнить дома в основном с профилактической целью или если педиатр или другой специалист будет рекомендовать проводить такие занятия самостоятельно.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию всех органов чувств, функций кожного покрова и мускулатуры ребенка.

Массаж - способствует укреплению у ребенка всего опорно-двигательного аппарата, повышению тонуса мышечной системы, пластичности и сократительной способности мышц, эластичности и подвижности связочного аппарата.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы и связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Особенно сильное воздействие массаж оказывает на нервную систему. Массаж оказывает воздействие и на перифирическую капиллярную сеть. Лимфообращение также подвержено влиянию массажа. Ток лимфы и крови ускоряется, для органов и тканей создаются благоприятные условия.

В возрасте до 1 года массаж проводят всем детям .

Все виды массажа для ребенка грудного возраста необходимо чередовать с физическими упражнениями, т.к. они так же улучшают снабжение мышц кровью, функцию внутренних органов, обменные процессы. Физические упражнения способствуют своевременному развитию у ребенка первого года жизни различных навыков и функций (ползанье, сидение, стояние, ходьба).

Назначение комплексов гимнастических упражнений проводит массажист или врач, также они могут продемонстрировать маме приемы и упражнения.

Гигиенические требования

Приемы массажа и гимнастики можно начинать с 1,5 месяцев жизни ребенка. Массаж можно проводить на специальном массажном столе (или на пелинальном столе); дома массаж чаще проводят на обычном столе (примерные размеры 70х70х90 или 110...120х80х75 см), на который надо положить сложенное вдвое байковое одеяло, накрытое клеенкой (или специальный массажный коврик) и байковой пеленкой.

Температура должна быть не ниже 20-22 С, иначе ребенок может замерзнуть. Начинать массаж желательно не ранее, чем через 40-45 минут после еды. Для маленького ребенка массаж и гимнастические комплексы являются такой же нагрузкой, как для взрослого длительный туристический поход, поэтому чаще всего после массажа малыши крепко засыпают. Перед массажем ребенка раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол. Ребенок должен быть спокоен, а при всех видах раздражительности, возбужденности, плаче, отказе от предстоящей процедуры, массаж делать НЕЛЬЗЯ. Массаж надо проводить теплыми, чистыми руками. Тальк, масло и различные крема на кожу ребенка наносятся только при крайней необходимости, во всех остальных случаях массажист наносит немного крема или масла на свои руки - это необходимо для обеспечения лучшего скольжения по поверхности тела ребенка.

Последовательность проведения массажа - ноги, руки, живот, грудь, спина, ягодицы, задняя поверхность ног, стопы и выполнение гимнастических упражнений. Если в помещении прохладно - участки тела ребенка, которые в данный момент не массажируются, должны быть укрыты пеленкой.

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание в области почек).

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:

  1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
  2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
  3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
  4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата.
  5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Противопоказания к применению массажа:

* острые лихорадочные заболевания

* заболевания кожи - гнойные и гнойничковые поражения

* остеомиелит

* склонность к кровотечениям

* тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия)

* острые воспалительные лимфатических узлов, мышц, костей (эмфизема, лимфадениты, флегмоны)

* острые артриты, туберкулез костей и суставов

* врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации

* диатез (в острой форме)

* острые формы нефрита

* острые формы гепатита

* большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонностям к ущемлению

* значительные расстройства нервной системы.

В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни.

! Если у ребенка есть показания для проведения занятий с лечебной целью, то следует обязательно обратиться к специалисту и не делать массаж и гимнастику самостоятельно.

Необходимо, чтобы занятия хорошо воспринимались ребенком и у него был контакт со взрослым, который проводит процедуры, а также у малыша обязательно должно быть хорошее настроение!

Массаж первого года жизни включает основные приемы:

  • поглаживание
  • растирание
  • разминание
  • вибрация

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале применяют щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания конечностей), а так же разминание.

Поглаживание

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних - от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.

Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу. Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка. Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя оверхность руки массируется большим пальцем, а наружная -остальными пальцами.

Поглаживание ног

И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног - лежа на спине.

Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы - заднюю поверхность.

Поглаживание живота

И. п. - лежа на спине.

Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.

Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной.

При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).

После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

И. п. - лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).

При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам - внутренней стороной кисти. Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой - производить поглаживания.

Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

Растирание

Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена.

Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца.

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую - на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем - обратно.

Вибрация

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

* Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. Большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

* Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями.

* Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

* Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

В следующей статье - профилактический массаж и примерный комплекс упражнений для малышей до 3 месяцев

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми.

Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние

оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького

человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное

и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых - все это та

благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное,

но и душевное.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для

детей раннего возраста. Часто можно услышать: "У меня замечательный

малыш, такой спокойный". Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в

кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идет

со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная

физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как

на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно

актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую

часть времени проводить в помещениях.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные

занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает все

органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский

организм.

Кроме того, ласковые прикосновения родительских рук, упражнения

в виде игры доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную

связь между ним и взрослыми.

В результате регулярных занятий здоровый ребенок станет более совершенным,

а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Предложенная в этой книге система массажа и гимнастики основана

на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта,

М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются

в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Основная часть книги посвящена массажу и гимнастике для здорового

ребенка, в ней подробно изложены особенности психомоторного

развития детей от первых дней жизни до трех лет, в соответствии с которыми

предложены возрастные комплексы упражнений.

страдающими наиболее распространенными заболеваниями, которые требуют

длительного лечения с обязательным участием родителей.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством

профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих

заболеваний. Естественно, в этом случае родители должны проконсультироваться

с врачом.

Эта книга может быть полезна как родителям, так и всем, кто

работает с маленькими детьми. Доступная форма изложения и большое

количество рисунков позволяют освоить массажные приемы и

специальные упражнения и применять полученные знания как в домашних

условиях, так и в детских оздоровительных учреждениях.

Пусть наши дети будут здоровы!

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ДО ГОДА

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно

благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по

нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые,

достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на

центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная

функция - контроль над работой всех органов и систем.

Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном

возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на

развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца

улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный

(улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны

ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологической,

в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие

развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление)

чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как

другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах физиологов,

которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора

созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы

уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен

воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные,

но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его

использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные

окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает

мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается

от роста мышц.

В детском массаже используются все приемы классического массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные

приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на н е р-

в н у ю с и с т е м у: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают

тормозные процессы - успокаивают нервную систему. Покола-

чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и системы,

которые расположены ближе к коже: это прежде всего л и м ф а т и ч

е с к а я с и с т е м а. Массаж активно влияет на лимфообращение,

ускоряя ток лимфы и тем самым содействуя освобождению тканей от

продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают

быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая к а п и л л я р н а я с е т ь

расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует

добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку

обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи:

она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание,

растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола

чивание и пощипывание - сокращение.

При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой

сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж

живота механически содействует освобождению кишечника от газов

и приобретает в этих случаях особое значение.

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа

первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы

массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно

можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачи

вание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и

длительность процедуры.

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном

положении (лежа), а при массаже конечностей - их следует удерживать

в состоянии легкого полусгибания.

При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы,

обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое

подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины

надо обходить область почек (поясницу).

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка,

в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется

без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей,

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в

период их формирования и наибольшей пластичности.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ

в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во

время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей

ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлыми,

эластичными, сильными и выносливыми.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение

надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся

толще, шире и крепче.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то

во время движений объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается,

вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насыщение

крови кислородом.

Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание.

Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки - то же, что для

взрослого прогуляться пешком несколько километров.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что

в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в

противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы

хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением

теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются

механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания,

кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованности

в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей

нервной регуляции.

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог

И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и

этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной системы*.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат находится

в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие

высшей нервной деятельности.

* См. И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой является

нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основные

свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность -

совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного

развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются

для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение -

основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер

работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев)

вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для

питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благоприятные

условия для питания и работы органов. Мы привыкли все

наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает

от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций

с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности:

«сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д.,

или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение

этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое

«чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев - в

драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражаются

на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное

согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью»*.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится

не только к гимнастике, но и к движению вообще - будь то

самостоятельная активная деятельность или организованные подвижные

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собственной

инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует

деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее

утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку

чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех других

форм двигательной активности (организованные подвижные игры,

зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту

потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии,

конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность детей

данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия,

*И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. 5. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1952, с. 330-332.

игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане

воспитания движений детей.

Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый

взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и плохие

педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке»

и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность

ребенка, создавая условия для его активной деятельности.

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом развитии,

имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания

уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела,

которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а

этому ребенка надо обучить.

Правильное выполнение движений является непременным условием

правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвижных

играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений,

так как тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия -

гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного стереотипа

проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения постепенно

уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей

затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве

составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте - в

период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный

динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным

навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в

первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться

со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов

ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом

правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате

чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует

хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если

она правильная, может быть отличным средством физической культуры

на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности

детей, направленной на развитие статических и динамических

функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности

в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих

меньшую утомляемость.

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру представляют

собой сложные комбинированные движения с вовлечением в

работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответствует

характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве

естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно

из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные движения;

такие движения не представляют для детей интереса и не свойственны

ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения

отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики - улучшать качество движений

Правильность и точность движений в гимнастических упражнениях

должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными

приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике

ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных

подвижных играх. В этом и заключается отличие гимнастики от всех

других форм двигательной активности ребенка, основанных на свободных

движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных

играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко

не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае

длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный

путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как

двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его

место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положительное

отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого.

Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями

товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности

ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в

грудном возрасте - руками родителей, в более старшем - специальными

приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, элементы

домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо

соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть

доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возможностям

ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению

упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или страдающих

какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более

важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений

часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее

эффективным средством реабилитации.

Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатором и


Массаж для грудничков является важным фактором благополучного физического развития ребенка. Для малышей до года существует четыре варианта приемов, среди которых выделяют поглаживание, разминание, растирание и вибрацию. Кожа грудничка очень нежная, потому сначала нужно применять более мягкие, щадящие приемы. Со временем массаж для детей до года можно разнообразить другими приемами и разминаниями. Мы расскажем, как проводить основные приемы массажа, чтобы ваш малыш получил от сеансов максимальную пользу.

Техника №1. Поглаживание

Это базовый элемент массажа для грудничков, который обычно выполняется в самом начале каждого сеанса. Это делается с целью подготовки нежной детской кожи к другим приемам.

Чем полезно поглаживание? Кроме того, что эта процедура для малыша достаточно приятна, она помогает активизировать кровообращение, а значит, обеспечивает притоком крови все ткани и органы. Также аккуратные и легкие поглаживания помогут ребенку расслабиться, подготовят нервную систему и снимут боль, если малыш от нее страдает по какой-либо причине.

Как правильно проводить поглаживание? Ладонью или тыльной стороной руки поглаживайте массируемую область по направлению лимфотока, направляя движение к ближайшим лимфоузлам.

Поглаживая ножки малыша, двигайтесь от стоп к тазу. Соответственно от периферии к туловищу нужно двигаться и при поглаживании ручек ребенка. Сами движения должны быть очень плавными, контролируйте нажим, надавливайте на массируемую область лишь слегка.

Теперь перейдем к более конкретным задачам. Для применения этой техники к верхним конечностям, положите малыша на спину и встаньте у его ног. Затем приподнимите левую ручку своей правой рукой, а своей левой рукой произведите необходимые движения. Гладьте внутреннюю и наружную поверхность ручки. Потом смените ручку. Удобно при этом использовать специфический прием так называемого «обхватывающего поглаживания», который выполняется при массировании внутренней поверхности большим пальцем, а наружной – остальной кистью. При поглаживании ног ребенка тоже нужно размещать на спинке. Не проводите поглаживание коленной чашечки. Исходное положение для массажа живота – лежа на спине. Начинать его нужно с легких круговых поглаживаний, следуя по часовой стрелке. Однако помните, что лучше избегать сильного давления в области печени, которая размещается у человека в правом подреберье. Затем произведите массирующие движения в сторону позвоночника и пупка – так вы лучше подготовите косые мышцы живота. После этого можно перейти и к поглаживанию груди. Делайте круговые движения вокруг сосков — правой рукой по ходу часовой стрелки, а левой – наоборот.

Спину поглаживайте, уложив ребенка на животик, ногами к массажисту. Выполняйте поглаживание вдоль позвоночника, но не касайтесь самого позвоночного столба. Гладьте тыльной стороной кисти,когда проводите рукой от ягодиц к голове, и ладонью, когда ведете в обратном направлении.

Уже с трехмесячного возраста можно массировать ребенка сразу двумя руками.

Техника №2. Растирание

Чем полезно растирание? Данная техника детского массажа прекрасно способствует расслаблению мышц и существенно увеличивает кровоснабжение тканей. Мышцы, сухожилия и связки получают больше кислорода, а значит – лучше развиваются. Для детей не достигших годовалого возраста растирание проводится исключительно подушечками пальцев, совершая прямые и спиральные движения. Ручки и ножки лучше подготавливать специальным кольцевым растиранием. Помните, движения производятся быстро, с небольшим усилением давления на кожу. Пальцы не скользят, как при поглаживании, а несильно сдвигают ее.

Растирая голень и ручки, расположите руки одну над другой, обхватите голень (или руку) большими и указательными пальцами и проводите кольцевые растирания до колена, а уже потом подушечками пальцев растирайте наружную поверхность бедер.

Чтобы растереть ступни ребенка, а точнее, их подошвенную часть, вы должны производить круговые движения подушечкой большого пальца.

Сину грудь и живот растирают обычно подушечкой большого пальца, или подушечками противостоящих ему пальцев, собранных вместе. Движения производят прямо, или спиралевидно.

Техника № 3. Разминание

Разминание имеет тот же эффект, что и растирание, однако затрагивает не только поверхностные, но более глубокие мышечные слои. Также этот прием благотворно влияет на дыхательную систему. При этом, для детей применяют так называемое «щипцеобразное развинание», известное также как прием валяния. Прищипывайте кожу тремя пальцами – средним, указательным и большим, аккуратно, но энергично смещая ее. Этот прием детского массажа выполняются по отношению к длинным мыщцам спину, от поясницы к голове. Ноги и ягодицы также можно разминать щипцеванием. А вот все остальные части тела лучше просто размиать кругообразно и спиралевидно с помощью указательного и среднего пальца.

Техника №4. Вибрация

Положительно воздействует как на нервную систему, так и на обмен веществ, а также обладает некоторым обезболивающим эффектом. В случае массажа грудничков, прием нужно выполнять очень аккуратно, лишь слегка потряхивая ребенка. К более активным движениям стоит перейти после 3-4 месяцев, когда мышечный тонус малыша окрепнет.

Техника № 5. Потряхивание

В процессе массажа грудной клетки, наложите ладони в нижнюю область грудной клетки, обхватите ее таким образом, чтобы большие пальцы обеих рук соприкасались или находились рядом. Далее нужно проводить легкие и ритмичные надавливания. Встряхивания проводятся в процессе массажа конечностей.

Техника №6. Поколачивание

Данный прием выполняется и одной и двумя сразу. Направляйте движения продольно или поперечно, а также зигзагами и спирально. Поколачивайте ребенка тыльной стороной расставленных пальцев, это будет мягко и безболезненно ощущаться малышом. Также можно поколачивать внешней стороной пальцев, предварительно согнув их в кулак.

Полезное видео

Самое важное в жизни каждого родителя – это здоровье своих детей. От самих родителей зависит многое: насколько ответственно родители подойдут к вопросу о здоровье ребенка, будет зависеть дальнейшая их жизнь и самочувствие. По мнению многих специалистов, первый год жизни очень важен. Это время является значимым – что заложат в ребенка родители на этом этапе жизни, с тем он и будет двигаться по всему жизненному пути.

Регулярные занятия с ребенком, вне зависимости здоров он или с какими-либо отклонениями, пойдут только на пользу малышу. Массаж для детей до года входит в число регулярных занятий и имеет довольно важное значение.

С помощью правильно выполненного массажа, малыш будет опережать своих сверстников в развитии, а также иметь крепкое здоровье. Случались и такие случаи, в которых дети с довольно серьезными заболеваниями чудесным образом выздоравливали. Не стоит терять драгоценного времени, выполняйте массаж детей до 1 года прямо сейчас.

Лечебные свойства детского массажа

Массаж для детей до 1 года следует разделить на три группы:

  • профилактический;
  • коррекционный;

Посредством профилактического массажа можно полностью настроить детский организм на правильное развитие организма. Профилактические процедуры можно выполнять самостоятельно, либо обратившись за помощью к специалисту. Рекомендуется начинать выполнять процедуры в возрасте 1,5 – 2 месяца. В любом случае, перед выполнением необходима консультация с педиатром.

Что касается лечебного и коррекционного массажа, назначает его только врач. В зависимости от того, какие отклонения были выявлены у ребенка, назначаются соответствующие приемы. Не стоит стесняться на приеме у врача, задавайте все интересующие вас вопросы и все, что беспокоит вас, а также вашего ребенка. От того, насколько точно и подробно будет ваш рассказ, быстрее и точнее будет поставлен диагноз. Если вы в какой-то момент перестали доверять вашему лечащему врачу – обратитесь к другому специалисту. Жизнью и здоровьем ребенка не стоит рисковать.

У ребенка на первом году жизни могут образоваться следующие проблемы: заболевания опорно-двигательного аппарата, различные терапевтические заболевания, заболевания центральной нервной системы, а также проблемы с желудочно-кишечным трактом. Помните, консультация с специалистом в этой области обязательна.

Основные правила проведения

Если вы решили самостоятельно проводить процедуру, вам следует обратить внимание на несколько важных и основных правил.

  • Ребенок должен находиться в хорошем настроении и не капризничать. Если настроение ребенка испортилось – перенесите процедуру на следующий раз.
  • Помните, лучше всего проводить массаж за час до кормления и через 40 минут после него.
  • Вы так же должны находиться в хорошем расположении духа, быть ласковыми и доброжелательными к ребенку.
  • Ваши руки обязательно должны быть чистыми, без лишних украшений, без длинных ногтей.
  • Если нет необходимости в использовании крема, масла – не применяйте их, чтобы не вызвать аллергию.
  • Помещение, в котором проводиться массаж, должно быть проветренным и хорошо освещенным.
  • Место для массажа должно находиться на твердой поверхности.
  • Все движения должны быть плавными, нежными и аккуратными. Никаких резких движений.
  • Не рекомендуется проводить массаж перед сном.

Помимо всех оздоровительных моментов, во время массажа малыш должен наслаждаться положительными эмоциями.

Техника общеукрепляющего детского массажа до года

Прежде чем начать выполнять , нужно ознакомиться с основной техникой выполнения приемов. Следите за тем, чтобы первые сеансы проходили не более 5 минут. Со временем можно увеличивать время, дойдя до 15 минут. Но все же, каждый малыш индивидуален, и если он начал капризничать, стоит отказаться от сеанса.

Выполняются четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Все выполняемые упражнения должны быть плавными, нежными и мягкими. Никаких резких движений.

Главное правило – все движения должны выполняться к центру, т.е. от локтя к плечу, от пяток к колену.

Выполняются четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. О каждом более подробно.

Поглаживание

Данную технику можно применять буквально с первых дней жизни крохи. Теплые и нежные прикосновения действуют благотворно на центральную нервную систему. В первые три месяца применяют исключительно поглаживание. В дальнейшем, этим видом приема можно заканчивать последующие приемы и применять его между разминанием и вибрацией. Нежное поглаживание служит неким подготовительным процессом к дальнейшим манипуляциям.

Растирание

Данный прием рекомендуют применять, когда малышу исполнится 3 месяца. Растирание выполняется более интенсивными, но аккуратными движениями. Прием выполняется именно растирающими движениями, а не растягивающими. Растирание выполняется посредством большого пальца, либо основанием ладони.

Разминание

Прием разминание выполняется энергичными, но мягкими движениями. Помните, что кожа малыша очень чувствительная и нежна. Посредством этого приема происходит воздействие на мышцы ребенка. Первые сеансы будут неприятны малышу. Можно отвлечь ребенка яркой игрушкой, разговаривайте с ним. В последствии он привыкнет к сеансам массажа. Начинать стоит с нескольких минут, постепенно увеличивая время. Прием выполняется с помощью подушечек пальцев, нежно пощипывая кожу.

Вибрация

Прием вибрация выполняется с помощью подушечек пальцев и ребра ладони. Выполняются мягкие постукивания и поколачивания. Сильные надавливания запрещены. Как правило, прием вибрация применяют при массаже спины и груди.

Основные приемы детского массажа до года

Ребенок развивается постепенно. Подготовительный процесс к определенным периодам имеет большое значение. С помощью массажа для определенного возраста можно прекрасно подготовит мышцы малыша к предстоящим нагрузкам. Именно поэтому, советуем применять определенный прием, подходящий для определенного возраста малыша.

Детский массаж до года прекрасно подготовит мышцы малыша к предстоящим нагрузкам.

Массаж для 1-3 месячного ребенка

Массаж ребенку 1 месяц практически не отличается от массажа для 2 месячного ребенка. Массаж для 3 месячного ребенка направлен на то, чтобы максимально адаптировать ребенка к окружающему миру. В этом возрасте применяется прием поглаживание.

  1. Начинать стоит с рук. Сначала кладем ребенка на спину и начинаем выполнять поглаживающие движения. Движения выполняются строго от кисти к локтю, от локтя к плечу.
  2. Переходим к ногам. Ребенок все так же лежит на спине. Массаж выполняется на всей поверхности бедра, за исключением области колена и передней части голени. Массаж стоп выполняется большим пальцем, круговыми движениями.
  3. Массаж груди выполняется от середины к сторонам, постепенно спускаясь к животу. Здесь выполняются круговые движения по часовой стрелке. Они так же полезны и эффективны при болях в животе.
  4. После можно переходить к массажу спины. Для этого выполняйте поглаживания снизу вверх, поочередно меняя ладонь и тыльную сторону руки. Пять повторов для каждого приема будет достаточно.

Массаж для 4 месячного ребенка

Как правило, в этом возрасте малыш должен хорошо держать головку, лежа на животе. в виде растираний будет отличной подготовительной основой для мышц. Помните, начинать и заканчивать каждую процедуру стоит с приема поглаживание.

  1. Также начинаем с рук. Для этого нужно большим и средним пальцами обхватить запястье ребенка и двигаться по направлению к локтю, а от локтя к плечу. Движения должны быть плавными и скручивающими. Сначала промассируйте данным образом одну руку, затем другую и переходите к массажу ног аналогичным образом.
  2. Массаж стоп выполняется круговыми движениями посредством большого пальца от пяточки к пальцам. Можно добавить к основному приему легкие постукивания.
  3. Массаж груди выполняется очень аккуратно и энергично. Двигаться нужно от середины груди к краю. Ни в коем случае не нужно давить. «Рисуйте» круги по часовой стрелке.
  4. Растирание спины и ягодиц выполняется посредством подушечек согнутых пальцев. Руки поочередно должны двигаться, смещая кожу вверх вниз.

Массаж ребенку 5-6 месяцев

Как правило, в этом возрасте малыши переворачиваются на животик. Поэтому, мышцы живота и спины должны быть подготовлены хорошо. К основным приемам добавляется прием разминание. Значит, все упражнения выполняются по плану, только после растирания добавляется разминание.

Приемы массажа для 4 месячного ребенка аналогичны для 6 месячного.

  1. Массаж ног выполняется при помощи разминания. Не забывайте, все упражнения мягкие, аккуратные и нежные.
  2. дополняется новым приемов – пощипывание вокруг пупка. С помощью этого приема можно хорошо укрепить мышцы живота. Ребенок получит от этого огромное удовольствие.
  3. и ягодиц так же добавляется новым приемом – пиление. Пиление выполняется с помощью ребра ладони, двигаясь вверх-вниз. Завершите массаж легким поглаживанием.

Массаж ребенку 6-12 месяцев

Массаж ребенку 6 месяцев выполняется с помощью идентичных приемов, что и массаж 4 месячного ребенка. С возрастом можно увеличивать время проведения массажа. Начинать выполнять массаж лучше с самого рождения малыша, предварительно проконсультировавшись со своим лечащим врачом. можно начинать в этом возрасте и .

Противопоказания

Прежде чем начать выполнять процедуру, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Если врач выявил нижеперечисленные заболевания, вам нельзя выполнять процедуру.

  • Острые лихорадочные заболевания;
  • Воспалительные поражения кожного покрова;
  • Заболевания, сопровождающие болезненностью костей;
  • Острые формы артрита, нефрита;
  • Врожденный порок сердца;
  • Выпадение органов брюшной полости;

Видео инструкция-урок

Более подробно ознакомиться с массажем можно, посмотрев представленное видео.

С помощью массажа до года можно уберечь ребенка от многих заболеваний. Но, не стоит забывать об обязательной консультации с врачом. Здоровье вашего ребенка в ваших руках.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты