Физическое воспитание мальчиков и юношей. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам на занятиях по физической культуре. Требование к качеству выполнения заданий

22.09.2019

АФИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.

АФИНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.

С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.

С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.

Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕЙ

Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.

Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.

Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

Спарта. Привилегированное положение гражданина Древней Спарты спартанского обусловливалось не одной только принадлежностью к господствующему дорийскому племени . Этого было ещё недостаточно: он должен был удовлетворять требованиям военного образа жизни, быть человеком спартанского военного воспитания (agoge). Закон и обычай установили формы этого военного воспитания, чья дисциплина охватывала всю жизнь спартанца от раннего детства до старости и делала его служителем государственных интересов. Дорийцы, вторгнувшись в Лаконику , завоевали её. Силой оружия они покорили себе население гораздо более многочисленное, чем их племя, и поддерживать своё владычества приходилось им силой оружия. Потому военное ремесло должно было оставаться их профессией. Жизнь их должна была навсегда сохранить военный характер, чтобы, как сказал им дельфийский оракул , «мужеством и единодушием поддерживалась их достославная свобода». Главной заботой спартанского государства было делать дорийцев сильным и отважными воинами. Это и достигалось особой системой воспитания.

Спартанское воспитание мальчиков

По словами Плутарха , спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам . Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии , сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.

Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.

Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование. По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.

По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах , а на войне составлявших свиту царей . Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.

Как физически развивается ребенок с рождения и до совершеннолетия? О чем нужно знать маме и папе, чтобы не тревожиться лишний раз, но при этом не пропустить существенное отклонение от возрастной нормы? Почему так важно своевременно ходить на прием к педиатру для оценки физического развития вашего сына или дочки?

Сегодня мы поговорим об особенностях становления детского организма в зависимости от возраста. Рассмотрим тонкости формирования основных систем и органов наших мальчиков и девочек. Озвучим наиболее важные рекомендации родителям о необходимой помощи ребенку на различных этапах взросления.

Физическое развитие мальчиков и девочек в зависимости от возраста

Физическое развитие детей с рождения и до 16-17 лет — это подчиняющийся законам природы процесс, изменяющий тело ребенка и формирующий все необходимые навыки.

От того, насколько качественно и своевременно происходит каждый эпизод этого процесса, во многом зависит здоровье будущих мужчин и женщин. Каждый этап имеет свою цель и важен для всего организма.

Наблюдая за многими поколениями, медикам удалось выделить определенные этапы, по которым можно судить о своевременности появления умений, навыков, вовремя находить и по возможности исправлять нежелательные факторы.

Период взросления принято разделять на:

  • этап новорожденности — первые 28-30 дней жизни;
  • младенчество. С 1 до 12 месяц жизни;
  • ясельный возраст или преддошкольный этап — 1 — 3 года;
  • дошкольный возраст — с 3 до 7 лет;
  • младший школьный возраст — с 7 до 11 лет;
  • подростковый возраст.

Этап новорожденности

Первые — сложный и важный период в жизни крохи. Пройдя через стресс рождения, оказавшись в новом, неизвестном месте, малышу нужно быстро адаптироваться к новым условиям. Все тело крохи в этот период активно работает, подстраиваясь под новую температуру окружающей среды, осваивая умение кушать, привыкая к новым звукам и свету.

Первые 28 дней жизни новорожденного — точка отсчета начала всех процессов преображения тела.

Младенчество

До года развитие систем и органов младенца идет очень быстро, изменения происходят буквально на глазах, поэтому

важно ежемесячно посещать педиатра для своевременной оценки развития.

Каждый месяц жизни крохи — большой шаг в развитии. Если в 3 месяца кроха только научился удерживать голову, то к 6 может уже сидеть, а к 9 даже начать ходить вдоль стенки.

Некоторые мамы спрашивают, зачем ходить в поликлинику каждый месяц, если врач только измеряет ребенка и слушает? Важно понять, что организм ребенка — сложная система, в которой малейшее изменение тут же отражается на всем теле.

Отставание в наборе веса или недобор сантиметров роста — сигнал, что в теле ребенка происходит что-то нетипичное. Хорошо это или плохо, должен решать врач, оценивая динамику, генетику и другие факторы. Иногда не обходится без консультации узких специалистов.

Чрезмерная прибавка веса и роста также должны контролироваться специалистом для определения причин этих изменений в индивидуальном порядке.

За первые 12 месяцев жизни мальчикам и девочкам нужно пройти большой путь:

  • освоить первые движения и умения;
  • научиться агукать и гулить, сказать первое слово;
  • увеличить вес в 2 раза;
  • подрасти на 24 — 26 см и многое другое.

На первом году жизни важно обеспечить крохе оптимальные условия для жизни, правильное питание, режим дня.

Ясельный возраст

Преддошкольный возраст жизни ребенка — время открытий. В самом начале этого этапа кроха учится ходить. Именно этот навык становится импульсом для становления двигательных умений: бег, мелкая и крупная моторика, прыжки, приседания и т. д. За 2 года крохе нужно не только освоить большой комплекс двигательных навыков, но и усовершенствовать свою координацию, развить вестибулярный аппарат.

На фоне внешнего совершенствования навыков в теле карапуза активно идут процессы развития и роста всех систем: сердечно-сосудистой, легочной, мышечной и т. д. Начинается процесс окостенения, формируется осанка, активно развивается головной мозг.

К 3-м годам большинство детей хорошо осваивают сложный навык — речь.

Дошкольный возраст


Вступая в дошкольный возраст ребенок уже многое умеет, но его тело еще не готово к полноценной работе. Пока не полностью работает иммунная система, продолжается активный рост костей, сосудов, мышцы тела очень слабые.

Малышу важно развивать силу и выносливость, закреплять понимание принципов здорового образа жизни, поддерживать правильный рацион и режим дня.

До 7 лет нервная система ребенка еще очень несовершенна, внимание рассеяно, нет возможности целенаправленно вырабатывать нужный навык. В этот период кроха все познает через игру, которая становится для него развлечением и способом восприятия окружающего мира.

Чтобы кроха чему-то научился, с ним нужно играть.

Совершенствование двигательных навыков позволяет организму укрепляться, равномерно и правильно работать всем системам, обеспечивать доставку необходимых элементов к каждой клеточке тела. В этот период рекомендуется начинать знакомить малышей с разными видами спорта, различными спортивными снарядами и тренажерами (велосипед, лыжи, ролики, коньки).

Младший школьный возраст

Большинство детей с 7 лет начинают посещать школу. Новое место, новые люди, новые обязанности ложатся на детские плечи. В теле мальчиков и девочек процессы совершенствования систем и органов выходят в завершающую стадию.

Рациональная нагрузка и контроль за режимом дня становятся основной задачей со стороны родителей в вопросах физического развития. Уроки, кружки, секции — все эти элементы новой жизни должны присутствовать, но при этом важно сохранять баланс. Сын или дочка должны достаточно двигаться, своевременно производить смену вида деятельности. Длительный, качественный сон — возможность отдохнуть, нужны и важны в этот период особенно.

Для младшего школьного возраста характерны изменения в иммунной системе: в борьбе с болезнями и вирусами начинают принимать активное участие лимфоузлы и миндалины.

В середине пробуждаются органы, ответственные за половое развитие. Влияние их пока слабо заметно, но процессы, обуславливающие формирование женских и мужских особенностей тела, уже запущены. К концу этого этапа некоторые девочки столкнутся с месячными. Мамам будущих девушек стоит заранее начать готовить дочку к изменениям в организме.

Подростковый возраст

С 11 до 16 лет организм детей проходит этап формирования половых отличий. Мальчики и девочки преображаются, изменяется их внешний вид и внутреннее самоощущение.

У девочек появляется грудь, округляются бедра, происходит становление детородных органов, налаживается работа гормональной системы.

У мальчиков заметны изменения фигуры по мужскому типу, при этом интенсивный рост, свойственный девочкам в 11 — 13 лет, начинается позже, после 14 лет. У будущих мужчин активно растут половые органы, налаживается работа гормональной системы.

Часто называют “трудным”. Мальчики и девочки становятся другими: более закрытыми, замкнутыми. Появляются новые увлечения и желания. Все эти изменения связаны с физическим развитием. Нервная система сына или дочки в этот период продолжает свое активное развитие, раскрывая перед мальчиками и девочками возможность оценивать себя и свое будущее, взращивая желание стать взрослым и самостоятельным.

В этот период взрослым нужно приложить максимум усилий, чтобы остаться с ребенком в дружеских отношениях, продолжать мотивировать подростка соблюдать режим дня, придерживаться принципов правильного питания и здорового образа жизни.

Особенности развития основных систем и органов ребенка

С самого рождения физические изменения в организме ребенка происходят волнообразно. Неравномерность преобразований связана в первую очередь с постепенностью развития всех систем и органов. Процесс совершенствования организма детей объединяет между собой 3 основных направления:

  • двигательное и физическое развитие;
  • нервное развитие;
  • умственное развитие.

Ведущую роль в этом постоянном процессе преображения организма играет нервная система, ответственная за адаптацию тела к внешним факторам. Именно она командует всеми органами и системами, контролирует процесс роста и изменения органов и частей тела. В первые 6 месяцев жизни ребенка самый активный рост и развитие получает головной мозг — центр управления организмом, основа нервной системы.

Формирование и становление всех навыков и умений малышей происходит благодаря постоянной работе головного и спинного мозга, которые направляют команды и контролируют работу, следят за сопротивляемостью и формируют ответные реакции.

Изменения в нервной системе ребенка происходят на протяжении всего процесса взросления. Развиваясь и совершенствуясь, нервная система будто шагает по ступеням, постоянно переходя на новый уровень. Каждый такой переход заметен взрослому. Самые яркие из переходов выражаются возрастными кризисами:

  • (от 2,5 до 3,5 лет). Становление личности ребенка, осознание собственного Я;
  • (с 6 до 8 лет). Переход от детской непосредственности к желанию быть самостоятельным, нужным, полезным;
  • (12 — 16 лет). Становление взрослой личности.

Кризисные явления — обязательный этап становление не только психики ребенка, но и показатель его физического развития. Наступление этих изменений в правильные сроки — показатель своевременного запуска всех систем организма.

Костная система

Костная система ребенка существенно отличается от взрослой. Когда малыш рождается на свет, его тело состоит из мягких костей и хрящей.

Благодаря мягкости и упругости костной системы, во время родов кроха может пройти по родовым путям без травм и осложнений, но это делает его очень уязвимым.

Очень важно в течение первых лет жизни следить за рационом ребенка, не допуская недостатка кальция, магния и других элементов, а в холодных климатических зонах, где невозможно обеспечить ребенку круглогодичные прогулки на солнце, важно следить и за достаточным количеством витамина D, при назначении обязательно принимать витамины.

В течение первых 2 лет жизни, организм должен приспособится к существованию в новых условиях, защитить самый важные орган — головной мозг. В этот период идет активное закрытие больших и малых родников на голове, которые обеспечивали необходимое смещение костей во время родов.

Скорость закрытия черепных швов отслеживается педиатром и многое может рассказать опытному врачу. В норме полное закрытие родничков должно произойти до 2 лет.

Чрезмерно быстрое или медленное зарастание большого родничка — сигнал о необходимом анализе развития ребенка, дополнительных обследованиях.

Процесс окостенения (изменения мягких клеток костей на твердые) остальных костей и хрящей в организме активно начинает проявляться после 2 лет. Замена хрящевой ткани на костную, увеличение крепости будет происходить до полового созревания.

Чтобы окостенение происходило правильно, кости становились крепкими и выносливыми, ребенку необходимо качественное питание, богатое кальцием, магнием и другими веществами, также важно обеспечить кроху достаточной двигательной активностью на свежем воздухе (минимум 1,5 часа в день) или в помещении при помощи различных гимнастических упражнений, спортивных секций.

Еще одна особенность костной системы детей до 2-х лет — разница в скорости развития грудной клетки и легких. Дыхательная система развивается очень быстро, и не всегда ребра и позвоночник успевают за ней.

Чтобы предотвратить нежелательные последствия, взрослым необходимо внимательно следить за гармоничностью развития ребенка, отслеживать изменения веса, роста, окружности головы и грудины. При возникновении существенного отставания от норм (более 10%) необходима обязательная консультация с врачом для исключения факторов, вредящих здоровью.

В дошкольный и младший школьный период рост костей происходит скачкообразно. Периоды стремительного роста сменяются замедлениями. Самые заметные ростовые изменения происходят в 4-5 лет у детей обоего пола, в 8-10 у девочек, в 12- 14 у мальчиков.

В периоды активного роста взрослым необходимо внимательно следить за режимом дня ребенка, его физической активностью, сбалансированностью его питания.

Мышечная система

Мышцы — основа любого движения человека. Они приводят в движение костный аппарат. Физическое развитие организма невозможно без постепенного совершенствование этой важной составляющей.

В теле человека 640 мышц, каждая из которых выполняет свою функцию: направление, поддержание, удержание, смещение и т. д. — только малая часть задач.

У новорожденного ребенка мышцы всего тела очень тонкие и слабые, составляют всего ¼ от массы тела. Кроха еще не умеет ими управлять и для научения первым движениям, ему нужно основательно натренировать и развить вначале крупные мышцы, а впоследствии и все мелкие.

Тонкие ниточки, соединяющие кости и органы, должны превратиться в мышечный аппарат, обеспечивающий не только качественное передвижение, но и защиту и фиксацию органов и систем.

В первый год жизни преимущественно развиваются крупные мышцы тела, ответственные за движения рук, ног, тела. Этот процесс нуждается в постоянном контроле и оценке скорости появления навыков.

Так, первым важным навыком, который должен освоить кроха, становится умение удерживать собственную голову на весу. Для этого педиатры рекомендуют как можно чаще предлагать крохе тренировать мышцы шеи — укладывая кроху на живот. Большинство деток успешно справляются с этим навыком к 3-м месяцам.

Развитие мышечной системы происходит постепенно, малыш осваивает различные движения и контроль над своим телом от простого к сложному.

Важно на каждом из этапов не опережать события, не предлагать ребенку выполнять упражнения, недоступные ему по развитию.

Природой предусмотрены все необходимые механизмы, поэтому взрослым нужно набраться терпения и поддерживать своего ребенка на пути приобретения навыков.

Развитые мышцы шеи позволяют крохе переходить на новый уровень тренировки мышц — освоению переворота тела со спины на живот и обратно. Эти навыки возможны при постоянной нагрузке мышц спины, живота, рук и ног.

После освоения переворотов кроха может начинать учиться подниматься в вертикальную плоскость, постепенно учиться сидеть. Часто взрослые допускают ошибку, стимулируя ребенка быстрее сесть: подкладывают подушки, усаживают на руки до того момента, когда малыш может сделать это самостоятельно.

Освоив умение сидеть около 6-7 месяцев, кроха почувствует возможность передвигаться по комнате. Кто-то поползет, другие — попытаются пойти. К 12 месяцам мышцы тела большинства детей готовы к ходьбе и переходу на новый уровень развития.

С 1 до 3 лет происходит самый интенсивный рост и развитие мышц тела. Кроха осваивает все основные движения, укрепляет позвоночный столб, формирует физические навыки. Наблюдения и контроль в этот период за физическим развитием малыша — обязательны.

Нужно предлагать крохе достаточное количество нагрузки, контролировать его режим дня и питания — для обеспечения правильного и качественного становления мышечной массы тела. Рекомендуется знакомить малыша с зарядкой, разными видами гимнастики, спортивными играми и соревнованиями.

После 3 лет мышцы тела развиваются медленнее, увеличение их объема во многом зависит от активности ребенка, наличия спорта в его жизни.

Родителям дошкольников и школьников нужно помнить, что отсутствие достаточной двигательной активности может привести к нежелательным последствиям:

  • перерождению мышечных клеток в жировую ткань;
  • снижению силы и выносливости организма;
  • снижению иммунитета.

Важно еще в дошкольный период привить ребенку понимание и желание следовать принципам здорового образа жизни, чтобы в школьный период развитие и сохранение хорошей физической формы было не обязанностью, а желанием. Лучше всего для достижения этой цели подходит собственный пример мамы и папы.

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система детей развивается и изменяется на протяжении всего периода взросления. При рождении сердце ребенка достаточно крупное, находится выше, чем у взрослых.

Частота сердечных сокращений сердца новорожденного отличается от взрослого, малыш дышит часто и поверхностно. Многих родителей волнует такой тип дыхания, но это вполне нормальное явление, соответствующее возрастной норме. На очередном приеме у педиатра расскажите о вашем волнении, чтобы врач подтвердил, что все в порядке.

Педиатр на ежемесячном осмотре ребенка до года обязательно должен послушать малыша. В рамках осмотра он выслушает частоту сокращения сердечной мышцы, убедится в отсутствии шумов, при сомнениях назначит дополнительно УЗИ.

До периода полового созревания у большинства детей сердце растет быстрее, чем развивается сосудистая система, поэтому контроль за развитием всей сердечно-сосудистой системой нужно осуществлять регулярно.

До 7 лет при отсутствии показаний, для контроля достаточно прослушивания педиатром сердцебиения при помощи фонендоскопа. У школьников, особенно при наличии у ближайших родственников проблем с давлением, возможно назначение контроля артериального давления.

Особенно заметна разница в скорости развития сердца и сосудов в периоды быстрого роста (6-7 лет, 11-12 лет).

Частым спутником отставания в развитии сосудов бывают обмороки и общая слабость. Это состояние не требует лечения, необходим только качественный контроль за активностью, питанием и соблюдением режима дня.

Диагностировать физиологичность происходящего и помочь составить диету и режим дня для ребенка в период активного роста может педиатр. В первую очередь он исключит возможные отклонения со стороны других органов и систем, проанализирует динамику физического развития, после чего подскажет, как помочь ребенку легче пережить возрастную особенность.

Эндокринная система

Эндокринная система — напарник нервной и иммунной систем во всех основных процессах развития организма. С первых дней жизни для роста и развития ребенка необходима правильная работа всех желез, входящих в систему.

Особую роль в первые 3 года жизни ребенка играют:

  • зобная (вилочковая железа);
  • паращитовидная железа;
  • кора надпочечников.

Благодаря выработке этими железами гормонов и веществ, тело ребенка может расти, развиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям. Отклонения в работе этих желез могут приводить к различным осложнениям и заболеваниям. Для обеспечения бесперебойной работы необходим постоянный контроль физического развития, чтобы вовремя заметить изменения, соблюдение режима дня и питания ребенка.

Вилочковую железу, кору надпочечников и паращитовидную часто называют железами раннего детства, благодаря их важной роли в процессе физического и нервного развития ребенка. Чем старше становится ребенок, тем меньше влияния они оказывают. Основная смена руководящей роли желез раннего детства происходит в 11-12 лет, когда вилочковая железа атрофируется, кора надпочечников и паращитовидная железа передают свои функции более совершенным железам:

  • гипофизу;
  • щитовидке;
  • половым железам и т. д.

Дальнейшее становление организма происходит под влиянием новых типов гормонов, способствующих половому созреванию организма.

Особого контроля за работой эндокринной системы требуют дети, у которых самые близкие родственники имеют соответствующие заболевания: диабет, гипер- и гипотиреоз, зоб и т. д.

Кожа

Кожный покров детей раннего возраста сильно отличается от взрослого. Пронизанная кровеносными сосудами кожа младенца и ребенка дошкольного возраста очень ранима, чувствительна. Появление защитного слоя кожи, ороговение верхнего слоя, — длительный процесс, проходящий в течение всего взросления.

Оценка цвета, фактуры и эластичности кожных покровов может о многом рассказать опытному педиатру, ведь процессы, происходящие внутри организма, тут же отображаются на коже и слизистых.

Покраснения, сыпь, странные пятна на теле ребенка — сигнал о необходимости обратиться к педиатру. Во многих случаях покраснения и сыпь на коже могут быть проявлением аллергических реакций или нарушения гигиенических условий, особенно это актуально для детей, у которых родители подвержены множественной аллергии.

Оставлять без внимания проявления сыпи или изменения кожи не стоит. Обратитесь к врачу для выяснения причин появления покраснения, подбора необходимого лечения.

До начала подросткового периода кожа ребенка в норме бледно-розового цвета, слизистые чистые, бледно-красные. У здоровых детей раны и царапины заживают очень быстро, с образованием характерной корочки.

С началом полового созревания возможны проявления повышенной активности желез, вырабатывающих гормоны, в виде сыпи по телу и лицу. Для коррекции этого состояния необходимо обратиться к педиатру и дерматологу. Не рекомендуется предлагать детям подросткового возраста бороться с угревой сыпью, прыщами и т. д. при помощи взрослых средств или косметики. Для нормализации ситуации необходимо подбирать лечение индивидуально, оценивая работу организма и систем.

Волосяной покров

Формирование волос у детей происходит постепенно, вместе с развитием всех органов и систем. Рождаясь, дети имеют волосяной покров только на голове. На теле может присутствовать едва заметный пушок, исчезающий в первые недели жизни.

Первые волосы ребенка очень тонкие, быстро стираются в местах, где малыш соприкасается к кроваткой. Залысины на боковой части головы и затылка обычно начинают появляться уже через 2-3 недели после рождения.

Процесс замены волос происходит постепенно. Обычно новые, более качественные волосы вырастают на голове ребенка только после освоения им навыков сидения и ходьбы (после 6 месяцев). Это обусловлено тем, что малыш меньше времени лежит, кожа головы лучше дышит. Изменение толщины волоса на первом году жизни практически незаметно, но это не причина волноваться раньше времени. Обычно ситуация кардинально изменяется в лучшую сторону к 2-3 годам.

В дальнейшем волосы могут изменяться под воздействием генетических факторов. Так достаточно часто у мальчиков и девочек происходит изменение структуры волос и их цвета в период полового созревания. Нормально, если в 12 -14 лет ранее кудрявый малыш приобретает прямые волосы, а детки с редкими тонкими прямыми волосами замечают увеличение объема волос, появление завитков и локонов.

Состояние волос, темп их роста, густота и ломкость могут свидетельствовать о сложных нарушениях в организме, нехватке важных витаминов и микроэлементов. Природой предусмотрен механизм, благодаря которому, перераспределение важных элементов происходит в сторону наиболее нужных для выживания органов. Как следствие кожа и волосы не получают нужных элементов, начинают выглядеть хуже.

Если вы заметили у своего карапуза ухудшение состояние волос (тусклые, секущиеся, сильно выпадают, образуются залысины после года), необходимо обратиться к педиатру для выяснения причин.

Развитие организма ребенка — сложный процесс, в котором участвуют все органы и системы организма. Изменения происходят в определенной последовательности и при понимании этих процессов легко определить и изменить негативные последствия. Физические параметры: рост, вес, окружность груди и головы, состояние кожи, волос, скорость приобретения навыков — важные параметры позволяющие вовремя диагностировать сложные состояния.

Учитывайте особенности развития внутренних систем, скорость набора веса и роста, сравнивайте данные ребенка с нормами вашего региона, чтобы не допустить нежелательных последствий. Но не стоит делать выводы и начинать лечение или коррекцию без консультации педиатра.

При возникновении вопросов о непонятных изменениях проконсультируйтесь со специалистом. Не нужно стесняться задавать “глупые” вопросы, ведь они могут быть очень своевременными и важными. Ваше родительское внимание к физическому развитию ребенка поможет вовремя обнаружить негативные факторы и их причины. Это даст возможность своевременно решить проблемы со здоровьем и предотвратить их нежелательные последствия.

Мамы и папы мечтают о том, чтобы их ребенок быстро развивался и как можно реже болел. Осуществить эту мечту поможет физическое воспитание детей.

Для того чтобы малыш вырос физически крепким и невосприимчивым к заболеваниям, заниматься его развитием нужно практически с рождения. Это позволит укрепить здоровье, ускорить развитие, а также сможет содействовать формированию нравственных и волевых черт характера.

Режим дня, организованный согласно возрастным особенностям, использование разнообразных форм и методов, меняющихся по мере взросления малыша, помогут сформироваться физически и духовно сильной личности.

Малоподвижный образ жизни часто становится источником заболеваний, которые развиваются и прогрессируют в организме, до определенного возраста никак себя не проявляя. Часто встречающиеся заболевания у детей:

  • Сколиоз;
  • Неправильная осанка;
  • Тонус мышц;
  • Искривление позвоночника.

Движение – важный фактор, позволяющий развивать реакцию, ощущения, мышление, память.

Физкультура для дошколят

Физическое воспитание как приобщение к физической культуре начинается с рождения. Это время, когда формируются навыки здорового образа жизни, устанавливается распорядок дня, формируется высокая работоспособность. Это возраст становления двигательной активности.

В первые три года жизни крохи интенсивно растут и развиваются: стремительно прибавляется вес, и увеличивается рост. Систематические занятия спортом положительно влияют на его здоровье, закаливая физические качества и характер.

До того, как ребенок начнет посещать дошкольное учреждение, роль семьи в физическом воспитании будет главной.

Физическое воспитание ребенка в семье начинается с рождения. Заложенные природой инстинкты помогают малышу с первых дней жизни переваривать пищу, реагировать на свет или вздрагивать от резких звуков.

Однако для правильного взросления ребенка одних врожденных инстинктов недостаточно. Формирование привычек, навыков и умений способствует дальнейшему развитию физических качеств, которые будут совершенствоваться в течение жизни.

Кроха, только родившись, живет по расписанию, которое предусматривает часы кормления и бодрствования.

Важным моментом в развитии является предоставление ребенку возможности свободно двигаться, так как через движение у грудничков осуществляется познание мира.

Физическое воспитание детей раннего возраста начинается с ежедневного массажа и нехитрой гимнастики. Они помогают правильно функционировать нервной системе, дыханию и сердцу, улучшается работа кишечника.

Игра в этом возрасте служит средством познания мира, с помощью нее развивается двигательная активность. Важно периодически менять и усложнять правила игры.

Начиная с трех лет целесообразно чередовать подвижные игры и гимнастику, которая начинается с упражнений подражательного характера. Постепенно нужно включать упражнения, с помощью которых формируется осанка и постановка дыхания.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно выделить основные средства физического воспитания:

  • Соблюдение рационального питания;
  • Правильный режим дня;
  • Регулярные упражнения, желательно, на свежем воздухе;
  • Создание условий, которые позволяют вести ребенку активный образ жизни.

Школьные будни

Начало школьной жизни – это всегда стрессовая ситуация для детей. Многие из них тяжело переносят переход от детского сада к обучению и поэтому начинают часто болеть. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем должно стать неотъемлемой частью обучения. Ведь с помощью нагрузок усиливаются обменные процессы, повышается работоспособность, происходит выработка иммунитета.

Физическое воспитание детей и подростков предусматривает и обязательное закаливание.

Закаливание – это система тренировок, которые направлены на устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию. Закаленный ребенок практически не болеет, в его организме вырабатывается иммунитет к резким перепадам температур, появляется способность быстро адаптироваться в новых условиях.

Что предусматривает эта деятельность?

  • Принятие воздушных и солнечных ванн;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Обязательное проветривание помещения, в котором обучаются дети.

Чтобы закаливание было правильным, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Начинать с малых дозировок, постепенно увеличивая силу воздействия и продолжительность процедур;
  2. Обязательна четкая последовательность процедур;
  3. Систематичность. Нельзя прерывать процесс закаливания, а после вновь возвращаться к нему;
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Закаливание позволяет детям меньше болеть не только простудными, но и инфекционными болезнями. У них отличный аппетит, как правило, высокая работоспособность. Они спокойны и уравновешены.
Физическое воспитание и закаливание очень важны в подростковый период, когда происходят скачкообразные изменения в организме. С помощью спорта нейтрализуются негативные эмоции и агрессия, которые часто сопровождают период взросления.

Все дети разные, поэтому помимо комплексного подхода должна осуществляться индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию. Она предусматривает не только учет индивидуальных особенностей каждого школьника, но и половую принадлежность.
Физическое воспитание мальчиков и девочек должно основываться не только на базовых упражнениях, которые направлены на общее оздоровление, но и на специфических приемах, развивающих навыки стиля «женского» и «мужского» поведения.

Для того чтобы учесть половую принадлежность, на уроках физкультуры целесообразно работать в следующих направлениях:

  • Подборка упражнений, часть которых выполняется совместно, а часть – только юношами или девушками.
  • Обязательны нормативы выполняемых нагрузок. Для девушек они будут ниже, чем для юношей.
  • Четкое управление процессом выполнения нагрузок учителем, распределяющим их по степени сложности и интенсивности.

Регулярные занятия физической культурой помогут школьникам правильно развиваться, реже болеть, а также воспитывать в себе лучшие качества характера.

Что поможет учителю и воспитателю

Успешная деятельность педагогов в деле развития физических навыков детей невозможна без знания теории
и технологии физического воспитания детей.

Теория физического воспитания изучает особенности закономерностей управления развитием физических качеств детей во время их обучения и воспитания. При разработке технологий физического воспитания учитываются следующие моменты:

  • Индивидуальные возможности организма;
  • Меняющиеся интересы и потребности;
  • Возможность применения наглядных пособий и демонстрация;
  • Особенности выбора преобладающего вида деятельности;
  • Возрастные изменения в психическом развитии.

Чтобы повысить эффективность образовательного процесса, на уроках физкультуры используют различные технологии обучения.
Технология – это совокупность методов и приемов, которые призваны содействовать эффективному образовательному процессу.
В современной педагогике много технологий по физическому воспитанию, которые применяются как в «чистом» виде, так и в совокупности.

Независимо от способа применения, современные технологии должны соответствовать следующим правилам:

  • Способствовать формированию независимой, самостоятельной и целеустремленной личности;
  • Развивать навыки исследования, рефлексии, самооценки;
  • Прививать навыки, непосредственно связанные с жизненным опытом детей и применяемые в повседневной жизни.

Этим правилам соответствует технология проектов. Данная технология всегда вызывает неподдельный интерес среди учащихся, которые с удовольствием включаются в деятельность. Проектная технология позволяет развивать навыки самопознания и самоконтроля. Применяется как во время урочной, так и внеурочной деятельности.

Возможно использование индивидуальных и групповых проектов.

Проектирование упражнений утренней гимнастики, тренировок по развитию физических качеств, разработка комплексов на определенную группу мышц для самостоятельной работы – вот неполный перечень применения проектной технологии.

Какую бы технологию воспитатель или учитель не выбрал в своей работе, он должен помнить, что занятия спортом позволяют создавать необходимые условия для развития гармоничной и здоровой личности.

В каждом возрастном периоде жизни девочки не следует забывать об ее физическом развитии. В зависимости от состояния ее здоровья необходима различная физическая нагрузка: обязательная утренняя гимнастика, водные процедуры, занятия спортом.

Прежде всего, надо обратить внимание на осанку девочки, которая является основным показателем физического и душевного здоровья.

Здоровый ребенок бывает стройным, с нормально поднятой головой, выгнутой вперед грудью, прямой плоской спиной и параллельно расположенными ногами. У него всегда бодрое настроение. Так образцово стоять и ходить сознательно может лишь взрослый человек. Маленькие дети только со временем приобретают такую осанку. Этому способствует приобретение навыков, о которых должны позаботиться родители.

Большинство маленьких детей стоят с выступающим вперед животиком, и это естественно, так как в возрасте 3-5 лет у детей иной наклон таза и у них не может быть другой осанки. Позже дети научатся выгибать вперед грудь и «подтягивать» живот. Осанке придается большое значение потому, что она отражает физическое и духовное развитие ребенка.

Плохая осанка свидетельствует о слабой мускулатуре, неправильном питании, утомлении, боязливости и страдании. При этом надо устранить причину и научить ребенка правильной манере держаться. Неустанно мягко и настойчиво повторяйте: «Подними голову», «Стой ровно». Надо постоянно бороться с плохой манерой держаться, чтобы она не стала навыком.

Хорошая осанка способствует большему расширению грудной клетки, хорошему развитию легких и сердца, воспитывает обоснованную самоуверенность, которая препятствует развитию вялости и робости.

Особенно часто плохая осанка появляется после 5 лет, когда дети склонны к играм в согнутом состоянии: роют ямки, строят «плотины» и «дома». При этом привыкают сидеть и стоять сгорбленными.

Полезные упражнения для ребенка

Кроме напоминаний стоять прямо, следует научить ребенка «выгибать по-кошачьи спину», «колоть дрова», «качать воду», «звонить в колокола». Надо разрешать детям кататься по полу, пролезать под стулом, креслом, через натянутую низко веревку, ходить по ровной линии, переносить на голове небольшие предметы.

  • ходьба по ограниченной дорожке (для детей от 1,5 до 2 лет - шириной 25-35 см, для детей от 2 до 3 лет - 10-25 см). Можно ходить по узкому краю ковра на полу или между двумя веревочками, палочками
  • стоя, достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени
  • перешагнуть через лежащие на полу кубики, палочки на расстоянии 20 см друг от друга
  • держась за палку или обруч, вытянуть руки вверх и потянуться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»)
  • собрать пальцами ног разбросанные пуговицы, шарики
  • сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш
  • пролезть под стул, скамейку, веревку, в обруч (прогнуть спинку)
  • лежа на спине, поднять головку и посмотреть на игрушку, лежащую на полу
  • лежа на спине, достать обруч носками выпрямленных ног
  • лежа на спине, тесно прижать спинку к полу. Это упражнение помогает устранить чрезмерный изгиб позвоночника, выпячивание животика.
  • лежа на животе, раскинув руки в стороны, как крылья, приподнять на короткое время голову и туловище. При этом держать ребенка за щиколотки (упражнение «птичка»).

Упражнения делают ежедневно по 10-15 мин через 30-40 минут после завтрака. У ребенка в этом возрасте еще слабые суставы стопы, поэтому нужно осторожно относиться к прыжкам с высоты на твердую поверхность. Лучше просто попрыгать через лежащие на полу предметы.

Летом ребенка можно купать в реке, причем держать его в горизонтальном положении, чтобы он свободно мог двигать руками и ногами. При этом надо ходить с ним в воде. Такие упражнения доставляют много удовольствия, развивают мышцы спины, приучают ребенка к холодной воде.

По совету врача для закаливания можно использовать купание в кабинетах «здорового ребенка» детской поликлиники.

В возрасте 5-6 лет надо научить детей:

1. Правильно стоять, расправив плечи и выгнув грудь, не выпячивать живот.

2. Правильно ходить: ступни ставить параллельно, не выворачивать наружу, чтобы не развивалось плоскостопие.

3. Правильно сидеть: не горбиться, с положенными при еде на стол руками, глубоко сидя на стуле (а не на его краю), опираясь ногами о пол. Стол должен доставать до груди. Если он выше, у ребенка может появиться привычка класть голову на локти, расположенные на столе.

Если родители самостоятельно не могут добиться правильной осанки и манеры держаться, надо посоветоваться с врачом-ортопедом.

Ребенок 5-6 лет владеет в общих чертах всеми видами основных движений. В этом возрасте возникает потребность испробовать свои силы в более сложных видах движений, желание импровизировать их. Однако у ребенка еще нет умения соразмерять свои силы и реальные возможности, еще недостаточно развита система координации и точности движений.

В связи с этим физическое воспитание ребенка в этом возрасте должно осуществляться при помощи взрослого, а комплекс гимнастических упражнений должен быть направлен на формирование умений и навыков осознанной точности выполнения телом различных движений и умение сохранять правильную осанку. В содержание утренней гимнастики надо включать ходьбу, бег, прыжки, упражнения для рук и плечевого пояса, ног и туловища.

- 94.50 Кб

Введение………………………………………………………… 3

Определение физического воспитания………………………...5

Периоды развития организма…………………………………..6

Физическое воспитание мальчиков 8-17 лет…………………..8

Физическое воспитание юношей 17-20 лет……………………14

Заключение…………………………………………………… ….15

Введение

Задачей физического воспитания мальчиков и юношей является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности, учитывая индивидуальные особенности организма в этом возрасте.

Решающим фактором, обеспечивающим нормальное физическое развитие мальчиков и юношей, служит физическое воспитание, в котором большое место занимают физические упражнения.

Под нормальным физическим развитием мальчиков и юношей понимаются изменения в строении и функциях организма, присущие тому или иному возрасту. Показателями являются рост и вес тела, окружность грудной клетки, состояние мускулатуры и жироотложения, костная система, осанка, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и становая сила, половое созревание

На дальнейшее совершенствование физического воспитания должно быть обращено самое серьезное внимание. Еще значительная группа подростков мало бывает на свежем воздухе, их двигательная активность ослаблена. Это влечет за собой нарушение нормального роста и развития, обусловливает изменение осанки, атрофию мышц, ожирение и т. д., а зачастую служит причиной раздражительности, рассеянности, ослабления памяти, проявления грубости, недисциплинированности, отставания в учебе. У ребят, занимающихся спортом, в сравнении с теми, которые спортом не занимаются, прирост жизненной емкости легких, становой силы и силы сжатия кисти рук почти в два раза больше.

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию юношей уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно “тело” стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет – без физической нагрузки человеческое тело, а особенно мужское, начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды – главные причины появления так называемого “больного поколения”.

Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания среди мальчиков и юношей. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе. В моем реферате я хочу рассмотреть принципы системы физического воспитания мальчиков и юношей.

Определение физического воспитания

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ это органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства . Основные средства и пути физического воспитания. – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). . (В. Столбов)

Понятие физическое воспитание , о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие воспитание в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль пелагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.(Г. И. Кукушкин)

Периоды развития организма

В процессе роста отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта последовательность созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный--1--10дней;

II грудной-10дней--1год;

III раннее детство--1--3года;

IV первое детство--4--7лет;

V второе детство--8--12 лет мальчики, 8--II лет девочки;

VI подростковый возраст--13--16 лет мальчики, 12--15 лет девочки;

VII юношеский возраст--17--21 год юноши, 16--20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста:размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Подростковый возраст период жизни с 12--13 до 17--18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет). В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное (взаимодополняющее) действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. Происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные (увеличение длины и веса тела), но и качественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем).

У мальчиков, сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12--14 лет. Ниже приводятся усредненные сроки появления вторичных половых признаков у мальчиков: 10 11 летувеличение размеров яичек и полового члена; 11 --12 лет -- пигментация мошонки, начало оволосения на лобке; 12 -- 13 лет -- рост волос на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек; 13 -- 14 лет -- начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры; мальчики -- 15 лет -- дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые, поллюции; 18 -- 20 лет -- завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10--12 см в год. В 18--20 лет отмечается постепенная остановка роста роста.

Физическое воспитание мальчиков 8-17 лет

их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и

эстетическим воспитанием.

Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. В школах и группах продленного дня для учащихся 1-VIII классов организуются ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой, занятиями искусством, самодеятельностью. Ежедневные

физкультурно-оздоровительные мероприятия способствуют организованному отдыху детей, решению проблемы дисциплины в школе.

Вторая часть программы - собственно уроки физической культуры.

Учащиеся I-IV классов на этих уроках усваивают физкультурные знания, занимаются гимнастикой, подвижными играми, а также лыжной, кроссовой или конькобежной подготовкой. В IV классе появляются элементы легкой атлетики и плавания.

Занятия в V-IX классах претерпевают серьезные изменения, обусловленные

переходом детей в подростковый возраст, необходимостью учета их физических, психических возможностей и особенностей. Сокращается количество часов на гимнастику, значительно увеличивается - на занятия легкой атлетикой. Подвижные игры уступают место спортивным: волейболу, баскетболу, футболу, ручному мячу. Сохраняют свое место лыжная, кроссовая, конькобежная подготовка и плавание.

Учащимся VIII-IX классов представляется возможность овладения приемами борьбы.

Основы знаний по всем видам физкультурной деятельности, получаемые подростками на уроках, представляют собой теоретические сведения и установки, необходимые для овладения практическими умениями и навыками. В X-XI классах развиваются все основные виды физкультурной деятельности: гимнастика, легкая атлетика,

Описание работы

Задачей физического воспитания мальчиков и юношей является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности, учитывая индивидуальные особенности организма в этом возрасте.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты