Игры для детей классификация и обобщение. Развитие математических способностей у дошкольника. Протокол обследования по методике "Пиктограмма"

30.09.2019

Метод предметной классификации применяется для исследова­ния процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в рас­пределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Кроме того, применение этого метода дает возмож­ность выявить особенности внимания, личностных реакций испы­туемого на свои успехи и неудачи.

Для проведения исследования необходимо иметь набор из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользоваться стандартным набором карточек.

Методика классификации предметов применяется как для ис­следования взрослых, так и детей (от 6 лет). В зависимости от воз­раста испытуемого из общего набора или исключают часть кар­точек (измерительные приборы, учебные пособия), или отбирают небольшое число карточек (20 штук), которые распределяются на простые группы, хорошо известные детям.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. Всегда в одном и том же порядке предлагаются 20 за­ранее пронумерованных картинок: яблоко, диван, коза, лошадь, стол, ребенок, велосипед, телега, сливы, женщина, пароход, шкаф, собака, арбуз, моряк, этажерка, кузнец, кошка, самолет, груша.

Перед ребенком кладут 5 непронумерованных ориентировоч­ных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.

Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разло­жим по группам - что к чему подходит». Затем предъявляют ре­бенку первую картинку - яблоко: «Куда мы положим яблоко?» При затруднениях в речи ребенок может показать жестом. Если он показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукты». (Обобщающее понятие дает сам экспериментатор.) Если попытка испытуемого не удалась, экспе­риментатор объясняет сам: «Положи к вишне, это фрукты».

Затем показывают вторую картинку - диван - с тем же вопро­сом: «Куда положим диван?» При неправильном решении экспе­риментатор опять объясняет, что эту картинку нужно положить к кровати, так как это мебель.

Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет расклады­вать сам. В протоколе отмечается номер картинки, с которой ребе­нок начинает правильно соотносить предметы по обобщенному признаку (нумерация картинок облегчает запись в протоколе).

Эти записи позволяют лучше разобраться в особенностях про­текания процессов анализа и синтеза, понять, доступно ли ребен­ку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

Поскольку обследование носит характер обучающего экспери­мента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т. е. возможности «переноса»).

В протоколе отмечаются номера картинок, вопросы и объяс­нения экспериментатора, действия ребенка, его вопросы и выска­зывания. Этот вариант методики у детей с первично сохранным интеллектом не вызывает затруднений. В большинстве случаев после совместного разбора 2-3 (иногда I) картинок дети улавли­вают принцип классификации и дальше выполняют работу само­стоятельно без ошибок или с единичными ошибками.

Исключение предметов (четвертый лишний )

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обоб­щений. В некоторых методических пособиях эту методику назы­вают упрощенным вариантом классификации предметов.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи до­пустим ответ одним словом, с поясняющими жестами, если это дает экспериментатору возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, данный ме­тод имеет более ограниченное применение.

Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карто­чек, градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Например: карманные часы, настольные часы, будиль­ник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т. д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюдени­ем особенностей подбора и оформления карточек (нефиксированное положение «лишнего» предмета, включение цветных рисун­ков).

Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета по­хожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?»

Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: «Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?» Если же ответ ребенка неверный, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет.

Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: «Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?»

Если задание выполнено правильно, спрашивают: «Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?» При не­правильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют его мотивацию. Затем говорят ребенку, что он сделал неправиль­но, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ребенком.

В протоколе отмечаются номер карточки, вопросы и замеча­ния экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребен­ка и обобщающее слово.

Достаточно простую, но при этом крайне эффективную систему оценки психологического состояния человека, используемую как в России, так и за рубежом, предложил наш соотечественник - ученый Сергей Леонидович Рубинштейн. Методика «классификация предметов», созданная в конце прошлого века, сохраняет статус одной из самых востребованных в современной психологии.

Личность создателя

Сергей Леонидович Рубинштейн - один из самых выдающихся отечественных ученых ХХ века в области философии и психологии. Основываясь на системе философских воззрений на психологическую природу человека, Рубинштейну удалось создать философско-психологическую концепцию человека. В ней обобщались деятельностная, поведенческая, сознательная, духовная и психологическая жизнь индивидуума.

Исследования Рубинштейна и составленные на их основе труды создали фундамент для развития психологии как в России, так и в мире. К примеру, методика «Классификация предметов» используется для оценки психологического состояния человека и в настоящее время.

К сожалению, Сергей Леонидович был вынужден преждевременно прервать свою научную деятельность - разразившаяся война против «космополитов» стала причиной его увольнения.

Одним из итогов скрупулёзной работы С. Л.Рубинштейна является система выявления психологических отклонений, под названием «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложных тестов провести анализ психологического состояния человека. Система была предложена К. Гольдштейном, а развита Л. С. Выготским, Б. В. Зейгарник и С. Л.Рубинштейном.

Развитие патопсихологии

Выделить патопсихологию в отдельную отрасль науки обязали события середины ХХ столетия. Кровопролитные войны и возникающие у участников боевых действия болезни, проявляющиеся в нарушении функций мышления, привели к необходимости поиска новых механизмов борьбы с психологическими расстройствами.

Известнейшие ученые-психологи, в том числе С. Л. Рубинштейн, помогали реабилитироваться больным в военных госпиталях. Их опытные исследования внесли неоценимый вклад в отечественную психологическую науку, а также в процесс достижения победы.

Именно в годы ВОВ были накоплены бесценные эмпирические данные, заложенные в основу патопсихологической науки, сформированной как обособленный институт знания лишь к 80-м годам, а также разработана «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложного анализа выявить психологические болезни у испытуемого.

Принципы патопсихологии

Патопсихологией является дифференцированное направление клинической психологии.

  • Предмет изучения - психические отклонения и расстройства.
  • Задача - выявление причин возникновения болезни, степень ее прогрессирования и поиск способов излечения от данного недуга.
  • Методы - психологический анализ и тесты, позволяющие провести анализ психологического состояния человека, выявить навыки дифференциации, идентификации предметов, мышление.

Одной из самых распространенных среди них является «Классификация предметов» - методика, составленная С. Л. Рубинштейном для выявления психологических расстройств у человека, в частности, проблемы с логикой и умозаключениями.

Способ анализа - эксперимент. В отличие от классических инструментов психологии - тестов, эксперимент не имеет временных ограничений. Наоборот, такой показатель, как время выполнения задания, позволяет, в зависимости от степени сложности поставленной задачи, сделать достоверные выводы о психологическом состоянии испытуемого.

Значение методики «Классификация предметов»

«Классификация предметов» - методика, предназначенная для анализа концентрации внимания испытуемого, а также для оценки его общей работоспособности. В отличие от иной методики - "Исключение предметов", где акцент направлен на анализ логического мышления человека, изучение обоснованности предложенных им обобщений, т. е. путем индукции, метод классификации подразумевает дедуктивный анализ. Процедура «классификации» предметов является более трудоемкой, нежели их «исключения». В связи с этим от испытуемого требуется высокая работоспособность.

Методическое сопровождение

Сегодня в каждом первом учреждении здравоохранения, а также в детских садах и школах для изучения психологического состояния людей используется методика «Классификация предметов». Стимульный материал, применяемый для анализа - колода карт с изображениями, соответствующими психологическому состоянию и настроению больного. По разным источникам, колода должна состоять из 68-70 карт. В связи с тем, что методика регулярно усовершенствуется, вполне возможно, что их число будет постепенно возрастать или уменьшаться.

Главное условие для методического материала - использование карточек установленного образца. Изображение, основные штрихи на рисунке, его цвет и вид, а также бумага должны быть выполнены в соответствии с разработанным лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР шаблоном. Так как все указанные показатели имеют важное значение для эксперимента, итоги исследования, выполненного с использованием не соответствующих стандарту карточек, являются недействительными.

Типовые изображения карточек

Стоит отметить, что методика «Классификация изображений предметов» подвергалась модернизации - было предложено заменить изображения на карточки с соответствующими им словами. Как показал опыт, методика «Классификация слов» отличается легкостью обобщения, но трудностями в области концентрации внимания и памяти.

Список слов (примеры):

  • яблоня;


Порядок проведения

Одним из самых простых способов обнаружения психологических отклонений является методика «Классификация предметов». Инструкция к проведению исследования:

  • Этап 1. «Глухая инструкция» - испытуемому предлагают разложить карточки, предоставленные для проведения эксперимента, по группам. При этом испытатель не дает четких инструкций о том, по какому критерию следует объединять указанные на методических карточках понятия. Если испытуемый задает вопрос о том, как следует формировать группы, руководитель эксперимента должен порекомендовать ссылаться лишь на собственное мнение.
  • Этап 2. Перидическая оценка - руководитель эксперимента должен спросить у испытуемого о критериях группировки. Все высказывания необходимо регистрировать в контрольном бланке. Если формирование групп было проведено на основании правильных критериев, руководитель должен похвалить или подвергнуть критике работу испытуемого. Реакцию испытуемого также необходимо зафиксировать в контрольном бланке.
  • Этап 3. Руководитель предлагает объединить созданные группы карточек в более крупные. Критерий обобщения также остаётся за испытуемым.

Особенности детской патопсихологии

Для изучения психологического состояния детей также используется методика «Классификация предметов». «Детский» вариант порядка проведения исследования практически ничем не отличается от «взрослого». Исключение составляет лишь количество карт. Для работы с детьми, в зависимости от их возраста, необходимо удалить из колоды все карты с изображениями, неизвестными ребенку. В случае успешного прохождения испытания, в качестве эксперимента и для определения уровня его развития можно предложить добавить в каждую из групп по «взрослой» карточке, обязательно выяснив причину выбора той или иной совокупной группировки.

Однако, ввиду высоких психологических, умственных и временных затрат, указанная методика редко используется для анализа психологического состояния детей. Исключение составляют исследования для выявления шизофренических процессов. В подобных случаях добиться достоверных показателей возможно лишь путем использования данных методик в совокупности - классификации и последующего исключения предметов.

Анализ экспериментальных данных

Проблемы психологического развития с высокой степенью вероятности врачам демонстрирует методика «Классификация предметов». Интерпретация результатов свидетельствует о наличии того или иного заболевания и зависит от следующих факторов:

1. Правильность выделения классификационного признака.

2. Логичность формирования групп.

При этом стоит обратить особое внимание на обоснование выбора отнесения картинки к той или иной группировке. К примеру, некоторые испытуемые относили ложку к инструментам, так как с ее помощью женщины штопают колготки, а уборщицу - к медперсоналу, ссылаясь на стерильность.

Также следует уделить внимание упорству, с которым испытуемый доказывает свою точку зрения.

Соотнесение результатов психологических методик

Данные, полученные в результате проведения методики «Классификация предметов», принято анализировать сквозь призму данных методики «Исключение предметов», так как две указанные системы анализа психологического состояния человека направлены на изучение рациональности мышления. Полученная в результате их проведения информация демонстрирует полную патопсихологическую картину индивида.

Также использовать указанную методику возможно и с иными тестовыми и экспериментальными системами. Однако не стоит забывать, что при наличии у человека психологических заболеваний каждый из проведенных анализов потребует большого объема трудовых затрат, в связи с чем эффективность каждого последующего эксперимента будет снижаться.

Безусловно, проведение эксперимента и анализ его результатов требует соответствующих знаний и навыков. Однако если вы решили провести общий анализ психологического развития ребенка, можно также воспользоваться методикой «Классификация предметов». Безусловно, точные данные получить не удастся, но заполнить игровое время занимательными заданиями будет крайне полезно.

Следующий оптимизирующий память детей приём – классификация информации. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.

Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы - классы. Отсюда, собственно, и название приёма – классификация. Какие это могут быть группы?

Например:

  1. дикие и домашние животные,
  2. животные Севера и животные Африки,
  3. существительные и глаголы,
  4. твердые и мягкие согласные и тому подобное.

При применении приёма классификации нагрузка на память снижается ровно во столько раз, на сколько групп был разделён запоминаемый материал. Классификация информации тесно связана с другой мыслительной операцией – «обобщение». Формируя одну, мы одновременно развиваем и другую.

Классификация: обучение ребёнка

Обучение детей обобщению и классификации предметов (или их изображений) полезно будет начать с самого простого: цвета, формы, величины. Уже в 3,5 года многие дети достаточно легко выполняют задания такого типа.

Игры на классификацию и обобщение

Лучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно.

Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки.

Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов.

Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры.

Игра «Поможем малышу»

Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки.

Игра «Угостим гостей чаем»

Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду.

Подобным образом можно играть в игры:

  1. «Оденемся на прогулку» - закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»
  2. «Оборудуем комнату для куклы» - аналогично.

Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности.

Игра «Как назвать предметы одним словом»

Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:

  1. свинья, лошадь, корова, баран;
  2. волк, лисица, медведь, заяц;
  3. морковь, свёкла, помидор, капуста;
  4. шуба, шарф, куртка, кофта;
  5. туфли, сапоги, ботинки, тапочки;
  6. борщ, гуляш, каша, макароны;
  7. липа, берёза, ёлка, сосна;
  8. трактор, грузовик, трамвай, метро.
Игры под общим названием «Четвёртый лишний»

Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию.

I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1 (в начале текста).

II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:

  1. стол, кресло, шкаф, поезд;
  2. шапка, костюм, куртка, чайник;
  3. лук, репа, морковь, диван;
  4. лошадь, свинья, собака, звезда;

Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы.

III. Усложните задания. Примеры:

  1. платье, сарафан, джинсы, шуба;
  2. сапоги, кроссовки, валенки, босоножки;
  3. торшер, фонарь, настольная лампа, солнце;
  4. тюльпан, мак, роза, гриб;
  5. сосна, ёлка, лиственница, берёза;
  6. кружка, кастрюля, чайник, ваза;

IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:

  1. жёлтый шар, жёлтое яблочко, жёлтая груша, оранжевый мандарин;
  2. большой апельсин, большая репа, большая груша, маленькое яблоко;
  3. помидор, редис, красное яблоко, свёкла;
  4. красное яблоко, морковка, помидор, редис;
Игра «Подходит - не подходит»

Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль - предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет.

V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации.

Игра «Цвет и форма»

Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы.

Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету.

Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты.

Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа для детей 5-7 лет.

Вечкилева Людмила Петровна

Воспитатель МБДОУ «Ручеёк»

Город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию

и группировку для построения количественной модели натурального числа

Проблемаразвития умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Для детей 3-5 лет характерным является наглядно-действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. Но математика имеет дело с абстрактными понятиями (число, множество, величина и т. д), а не с конкретными предметами. Поэтому возникает проблема: как на занятиях по математике использовать модели изучаемых понятий и главное научиться самому строить модели какого-либо понятия и таким образом получать представление об основных свойствах и отношениях математических понятий. Решение этой проблемы позволит сформировать у ребёнка умение воспринимать и строить абстрактный образ, т.е. модель, характеризующую часть или все объекты из объёма данного понятия. Через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов у ребёнка в дошкольном возрасте складываются словесно-логические и рассуждающие формы мышления. Развиваются умения сравнивать, анализировать, обобщать (рассуждать и делать умозаключения).

Достаточно эффективным способом формирования у детей представлений о числе является использование заданий на классификацию, в основе которых-умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие, разбивать множество на классы по какому-либо признаку.

Задания на классификацию для детей средней группы

Задание 1. На фланелеграфе – несколько одинаковых по величине кругов двух цветов. Задание – разделить круги на две группы. Вопрос: по какому признаку это можно сделать?

Если дети затрудняются, можно сначала предложить им сравнить только два круга: чем они похожи (одной величины, проверяется наложением ) и чем отличаются (цветом ). Затем педагог снова предлагает детям несколько кругов,

спрашивает: как называются фигуры (круги ), чем похожи (величиной ) и чем отличаются (цветом: синие и красные ). Задание – разделить круги на две группы так, чтобы рядом оказались похожие, и рассказать, чем похожи круги в каждой группе (эти – синие, одной величины; эти – красные – тоже одной величины ).

Классификация производится по одному признаку, при этом не следует указывать детям основание классификации (по цвету): это снижает развивающий эффект задания, сводя деятельность к чисто мунипулятивной, репродуктивной.

Задание 2. На фланелеграфе те же круги, что и в первом задании, и несколько квадратов двух цветов. Педагог предлагает разделить фигуры на две группы. Возможны два варианта: по форме и по цвету. Выполняя задание дети «открывают» для себя два возможных взгляда на признаки предлагаемых предметов (форма и цвет).

Задание 3. Даны три больших круга (два красных и один зеленый) и пять маленьких кругов (три красных и два зеленых). Вопрос: чем похожи эти фигуры? (Все они круги ). Задание – разделить фигуры на две группы. (Возможны варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант классификации разбирается и объясняется ).

Задание 4. Даны два больших круга (красный и зеленый), три маленьких (два красных и один зеленый), один красный квадрат. Вопрос: какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – квадрат, потому что все остальные фигуры – круги ). Задание – круги разделить на группы. (Возможные варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант разбирается и объясняется ).

Задание 5. Даны те же фигуры, что и в предыдущем задании, кроме квадрата. Вопросы: что может означать число «2» (два больших круга или два зеленых круга ), число «1» (один большой красный круг, один большой зеленый круг, один маленький зеленый круг?

Чем похожи и чем отличаются?

Задания на классификацию для детей старшей группы (5-7 лет)

Задание 1. Даны: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Вопрос: какая фигура

лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты ). Задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и по размеру ). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, четыре больших квадрата ). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй… ).

Задание 2. Даны два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника. Задание – разделить на две группы (по разным признакам: по цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники ). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять зеленых больших фигур, три больших желтых треугольника ). Сколько всего фигур? (Одиннадцать ).

Задание 3. Фигуры предыдущего задания разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый квадрат, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически подходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

Задание 4. Даны три больших квадрата и пять маленьких квадратов одного и того же цвета. Задание – разделить фигуры на две группы (по размеру ). Из чисел «2, 3, 4, 5, 7, 8, 10» выберите те, которые подходят к составляемым группам, и объясните свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла ).

Задание 5. Даны квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, призма. Задание – найти лишнюю фигуру. (Круг – он без углов ). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла ). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники ).

Из чисел «2, 3, 4, 5, 6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла ).

Задание 6. Даны два четырехугольника и три треугольника. Дети делят фигуры на две группы на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся

группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника. У каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла ).

Особое внимание при выполнении заданий следует уделить неправильным ответам. Необходимо не только сказать ребенку, что его выбор неверен, но и обязательно проанализировать с ним вместе последовательность выполнения задания и вывод, который был сделан, и помочь осознать ошибку и причины ее появления. Полезны в этом смысле вопросы: «Кто понял, почему Таня предлагает такой вариант? Как вы думаете, почему Коля допустил эту ошибку? Кто догадался, о чем подумал Петя, составляя такую группу?» и т.д.

Используемая литература.

Белошистая А. «Чем похожи и чем отличаются?» Мурманский педагогический институт. Дошкольное воспитание №1,1995г.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М. «Просвещение»1998.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Академия Холдинг 2000.

Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996.

Логическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологические исследования детского мышления подчеркивают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мы можем говорить лишь о формировании основ логического мышления. Практически все психолого-педагогические исследования подчеркивают значение логических операций как «фундамента» логического мышления. При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти-шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение и сравнение. Рассмотрим их более подробно.

К старшему дошкольному возрасту у детей развивается умение определять причину схожести и различия предметов. Начинают формироваться операции сравнения – особого способа мышления, направленного на выявление схожести и различий между предметами и явлениями и обобщения – умения находить существенные признаки объекта, отделять существенные признаки от несущественных. Операции анализа и синтеза как и классификации и сериации тесно взаимосвязаны. Анализ – это логическая операция разложения предмета на составляющие части, каждая из которых потом исследуется отдельно, для того чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в одно целое. Классификация предусматривает умение мысленно разделять предметы на классы по их наиболее существенным признакам.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем несколько упражнений для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения. Предлагаемые упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.

Упражнения на развитие анализа

1. КАКОЙ КУСОЧЕК ПОДОЙДЕТ?

Материал : рисунок А и рисунок Б.


Задание: внимательно рассмотреть рисунки А и Б. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б.

2. НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ.

Материал: таблица с геометрическими фигурами.


Задание: рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.

Упражнения на развитие синтеза

1. ЧТО ЗА ЧЕМ?

Материал: карточки с рисунками.


Задания: рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка.

2. СОБЕРИ КАРТИНКУ

Материал: карточка с несложным рисунком, разделенная на несколько частей.

Задания: рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.

Упражнения на классификацию

1. ТРИ ОБРУЧА.

Материал: лист бумаги А4 с тремя кругами, наклейки геометрических фигур.


Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном круге не было фигур с углами и т. д.

2. РАЗЛОЖИ ЦИФРЫ

Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида.


Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы.

Упражнения на сериацию

1. РАССТАВЬ ПО-ПОРЯДКУ.

Матер иал: карточки с рисунками.

2. РАЗЛОЖИ ПО РОСТУ.

Материал: бумажные полоски разного размера и цвета.


Задание: разложить полоски по длине, начиная с самой длинной.

Упражнения на сравнение

1. НАЙДИ МЕСТО.

Материал: схема с рисунками, набор геометрических фигур.


Задание: рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же как на схеме, заполнить схему.

2. НАЙДИ ЗАПЛАТКУ.

Материал: таблицы с рисунками, наклейки геометрических фигур.


Задание: найти заплатку соответствующего цвета и формы.

Упражнения на обобщение

1. Что лишнее?

Материал: таблица с рисунками.


Задание: рассмотреть фигуры, назвать чем они похожи, какая фигура лишняя и почему.

2. НАЙДИ ЗНАКОМЫЕ ФИГУРЫ

Материал: карточки с рисунками.


Задание: рассмотреть рисунки, определить, что на них изображено, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты