Как оформить первую букву в сказке красиво. Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы

10.07.2019

Первая буква книжной главы и нового предложения всегда особенно выделялась. Древние писцы придавали особое значение красивому оформлению текста, а особенно его началу. Именно поэтому первая буква выписывалась со всей тщательностью. О других особенностях применения и украшения заглавной литеры читайте в этой статье.

История выделения заглавных букв

Заглавная буква, или инициал - это элемент, с которого начинается текст. В древности его выделяли росписью. Он выписывался большим шрифтом, намного превосходившим размер основного текста.

Другое название данного элемента - буквица. Ее главная функция - привлечь читателя к тексту. Другое важное назначение - это эстетическая привлекательность написанного.

Одним из самых распространенных оформлений буквицы было изображение ее в виде дерева с кроной и переплетающимися ветвями. Роспись со временем менялась, так как в моду входили новые стили и шрифты.

История выделения начальных букв началась более полутора тысяч лет назад. Впервые инициалы были обнаружены в рукописи Вергилия. В книге каждая страница украшена буквицей, которая выполнена в виде мозаики из геометрических фигур.

Средневековая традиция повлияла на начертание и шрифты. Так, появилась тенденция к более вытянутому написанию букв, строгому угловатому стилю.

На сегодняшний день буквица - простой элемент украшения книжного издания. Она используется далеко не в каждой книге, в основном только в подарочных экземплярах. Это связано с высокими ценами на цветную печать, а также на услуги дизайнера.


- типографий и печатных машин в древности небыло, книги писались от руки на пергаменте- специально обработанной свиной, телячьей или бараньей коже. На Руси их называли "харатейные", "харатьи" "кожи" или "телятины". Это был прочный и удобный, но довольно дорогой материал для письма. В XIV веке его вытеснила бумага иностранного производства- "заморская", правда, особо важные документы и в XVI-XVII веках продолжали писать на пергаменте.

Переписчиками книг были главным образом священники, дьяконы и монахи. Тот, кто читал трагедию А.С. Пушкина "Борис Годунов", помнит, наверное, такие строки:

Когда- нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду-
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет...

Чернила для рукописей изготавливались из чернильных орешков, вишневого клея, дубильных веществ и других материалов и отличались большой стойкостью.

Писали писцы преимущественно гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу а затем соскабливали ненужные перепонки. Интересно, что некоторые сохранившиеся до наших дней древнерусские рукописи написаны кисточкой.

Читать старинные книги без специальной подготовки трудно, и не только потому, что язык наших предков значительно отличался от современного. Дело в том, что в разные века использовали разное письмо. Так, до XIV века рукописи писали уставом. Буквы уставного письма отличаются прямолинейностью, они словно нарисованы. Форма их напоминает квадрат или вытянутые кверху прямоугольники, причем одна буква отстоит от другой, а весь текст не разделен на отдельные слова. За исключением слов священного характера (Бог, дух и др.), сокращений в уставе и каких- либо надстрочных знаков почти нет.

С середины XIV века на смену уставному древнерусскому письму приходит полуустав, для которого характерно большее расстояние между буквами. Здесь появляются надстрочные знаки- так называемые титла, обозначающие сокращенные слова. Полууставом писали быстрее и несколько размашистее.

Большое внимание уделялось художественному оформлению рукописных книг, они отличались не только выделкой бумаги, красивым почерком, или, как говорили в старину, начерком, но и специальными украшениями.

В начале рукописи или главы, а иногда и абзаца перед текстом делались заставки- декоративные или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте до трети. В конце старинной книги или ее глав и разделов имелись концовки, подобные заставкам, но меньших размеров. Разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, получили название инициалы. Украшением многих рукописей служили миниатюры- раскрашенные от руки иллюстрации в тексте. Такие старинные рукописи именовались "лицевыми".

Мастер- переписчик в зависимости от традиций того или иного художественного центра и особенностей копируемого оригинала устанавливал общий формат книги и решал, как писать: в два или один столбец. Он должен был найти пропорции между общим размером книги и размером текста. Все графическое , шрифтовое и художественное оформление зависело от него.

Древнерусские рукописные книги

Богослужебные старинные рукописные книги для храмов чаще всего делались большего формата и писались крупным уставом или полууставом, и расстояние между буквами там значительное. "Четьи"- книги религиозного характера, предназначенные для домашнего чтения, имели меньшие размеры и написаны главным образом полууставом.

Тексты древних рукописей располагались на двух сторонах листа, которые складывались в тетради. Каждая состояла из четырех двойных листов (16 страниц). Если рукопись была солидная, тетради сшивались в книгу, которую затем заключали ("крыли") в переплет из двух досок, обтянутых кожей, украшенных орнаментом, а иногда и позолотой. Вместо кожи в более поздние времена употребляли парчу, бархат, атлас и другие дорогие ткани. Для того что- бы рукописные книги не портились, а так- же для их украшения поверх кожи прикрепляли металлические бляхи- угольники, средники.

Интересно, что орнаментальные украшения в книгу вносили уже после того, как текст был написан. Нередко можно встретить рукописные произведения с незаполненными местами или черновыми набросками украшений. Не часто мы обнаруживаем имя художника, исполнившего миниатюру, заставки и инициалы, поэтому довольно трудно разделить работу писца и художника. Он приступал к своему многосложному делу со "страхом божиим и верою", с молитвой и заканчивал работу благодарением Богу.

Древнерусские рукописные книги

Очагами культуры и просвещения на Руси с древнейших времен были православные монастыри. По числу рукописей, а так- же по их древности одним из самых больших и ценных не только на Севере, но и по всей России было собрание Кирилло- Белозерского монастыря, основанного в конце XIV века.
Первый настоятель этой обители Кирилл, будучи сам книгописцем и немного писателем, вменил "книжное рукоделие" в обязанность монастырской братии. При Кирилло- Белозерском и других монастырях западнее реки Шексны существовали специальные "книгописныя кельи" или палаты. Обычно- же монахи писцы- художники трудились в плохо освещенных кельях, по- этому нередко при переписке случались описки и пропуски, за которые заранее просили извинения у читателей. Так, в одной из найденных книг читаем: "Прескочил- простите".

Соловецкий монастырь, основанный в первой половине XV века, не располагал поначалу, как мы сейчас сказали- бы, квалифицированными переписчиками. Книги, главным образом "четьи", сюда присылались из Новгорода. Позднее в Соловецкую библиотеку книги либо жертвовались, либо писались там- же в специальной палате. В северные монастыри жертвовали книги цари, их приближенные и советники, которые, как это часто случалось, попав в опалу, доживали свой век за монастырскими стенами.

На книгу в прошлом смотрели как на дорогую святыню. Хранили их в так называемой монастырской казне, рядом с другими наиболее ценными предметами церковной утвари. Следует, однако, сказать, что монастырские мастера не часто достигали высот настоящего искусства, уделяя больше внимания собственно переписке, а не художественному оформлению.

Обучение самостоятельно-

Буквица - большая и затейливо оформленная первая буква текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.

Таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.



Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц



На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.

Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - златописец - обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.

Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.



В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.



В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.

Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.



Европейские буквицы XIV-XV веков.

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.



У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.



Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год



Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.

Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.



В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.





А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты